Используя конституцию российской федерации и другие источники конституционного права, приведите примеры норм-дефиниций, норм-принципов, норм-целей, императивных и диспозитивных норм; материальных и процессуальных норм; управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм; конкретно- регулятивных и общерегулятивных норм.

НАЗОВИТЕ ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО РАЗЛИЧНЫМ КЛАССИФИКАЦИЯМ

· Управомочивающие:можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:»Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23) или»Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (ч. 2 ст. 26).

· конкретно-регулятивные:в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:»Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

· обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

· общерегулятивные (дефинитивные):устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: «Президент РФ является главой государства» (ч. 1 ст. 80).

· исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: «Президент РФ является главой государства». Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

Перечислите основания классификации норм конституционного права России

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

  • 3). По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
  • 4). По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
  • 5). По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
  • 6). По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.
  • 7). По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Конституционно-правовые нормы могут объединяться в правовые институты по признакам урегулирования однородных и взаимно связанных общественных отношений, которые имеют относительную обособленность. Такими представляются институт гражданства, институт избирательного права и пр.

Нормы конституционного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Источники конституционного права подробнее обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам. В юридической науке есть множество подобных критериев. Зависимо от объекта правового урегулирования нормы конституционного права подразделяются на такие группировки:

Принципы Конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Юридические свойства Конституции подробнее представляются основными идеями, руководящими (основополагающими) положениями (началами),определяющими содержание и направленность правового урегулирования. Они формируют основу образования и реализации конституционного права, ориентируются на последующую демократизацию всех областей жизни общества, установление правовой государственности.

  1. управомочивающие нормы, представленные статьями 20, 83 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее ;
  2. обязывающие нормы, представленные статьями 58, 59 Конституции РФ;
  3. запрещающие нормы, представленные статьей 13 Конституции РФ.

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие — с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений. При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивные — это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может: — давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы); — одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.68%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.11%
Нет, буду сам искать еще.
69.21%
Проголосовало: 315

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Источникам конституционного права Российской Федерации посвящен п. 3 настоящей главы, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, — Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Читайте также:  Как Подать Документы На Получение Земли Для Чернобыльцев

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

Классификация норм конституционного права Российской Федерации

В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей).

Первый вид норм – управомочивающие наделяют юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27 Конституции РФ) и т.п. Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека, прав народа и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс. В частности, положения ч. 1, 4 ст. 105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации.

  • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, – призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.
  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции РФ), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже было замечено, наряду с традиционными нормами, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, принципы, декларации, цели, программы, разъяснения, дескрипции, символы, справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Обязывающие принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность обязывающих конституционно-правовых норм выражается в том, что они могут быть обращены к более абстрактным субъектам, например, к государству, народу, нации, территории. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Лекция 2

2) формальная определенность – нормы конституционного права создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства, и внешне выражаются в официальных источ­никах права – специальных письменных документах;

Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание, основания, субъекты. Санкция как форма выражения конституционно-правовой ответственности. Обеспечение дополнения конституционно-правовой ответственности иными видами юридической ответственности: уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой. Особенности и виды конституционно-правовой ответственности. Субъекты конституционно-правовой ответственности: индивидуальные и коллективные, государственные и негосударственные. Субъекты непосредственного применения мер конституционно-правовой ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности: совершение конституционно-правового деликта; наступление конституционно-правовой ответственности при формальном отсутствии правонарушения.

Содержание конституционно-правовых отношений делится на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей его участников, определенных нормами конституционного права. Под фактическим содержанием понимается фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных им субъективных прав и юридических обязанностей (т.е. реализация конституционно-правовых норм).

2) В зависимости от способа воздействия на общественные отношения: регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их субъектов) и охранительные нормы (закрепляют способы защиты субъективных прав, меры юридической ответственности). Например, ч.1 ст. 36 Конституции РФ: «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» — регулятивная норма; ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» — охранительная норма;

б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

Классификация норм Конституции

Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.

В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31.07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.

В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.

Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.

Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Читайте также:  Могут Ли Судебные Приставы Арестовать Имущество По Дарственной

запрещающие , так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указывается, что никто «не может присваивать власть в Российской Федерации»; в ч. 3 ст. 6 «говорится о том, что гражданин Российской Федерации «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Общефедеральные конституционно-правовые нормы действуют на территории всей федерации и принимаются только федеральными органами; на территории субъекта федерации действуют нормы, принятые как федеральными органами государственной власти, так и органами отдельных субъектов, при этом важным требованием является соблюдение принципа разграничения полномочий федерации и ее субъектов. То же требование относится и к нормам, содержащимся в актах, принимаемых органами местного самоуправления.

Нормы конкретного (непосредственного) действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений. Такие нормы, как правило, характерны для законов, указов, носящих конституционно-правовой характер. Что касается Конституции, таких норм в ней меньшинство, хотя они есть (см. ст. 97 Конституции, все нормы которой носят именно характер конкретного действия).

Нормы-цели выражают стремление государства способствовать возникновению отношений, которых еще нет, но они должны возникнуть в ходе целенаправленной деятельности всех субъектов конституционного права. Таких норм, носящих программный характер, единицы, ибо любой правовой акт государства, в том числе и Конституция, – не программа. Например, ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» – на данном периоде развития нашего государства является нормой-целью.

правоустанавливающие (или закрепляющие) определенные общественные отношения. Таких норм в конституционном праве большинство. В частности, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, устанавливает право граждан участвовать в отправлении правосудия. К числу управомочивающих относятся нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71-73 Конституции РФ), Президента РФ (ст. 83-86), Совета Федерации (ст. 102), Государственной Думы (ст. 103), Правительства (ст. 114).

Обязывающие регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером обязывающей регулятивной нормы права является часть 1 статьи 614 ГК РФ, в которой сказано об обязанности арендатора вносить плату за то, что он пользуется имуществом;

Запрещающие регулятивные нормы права — нормы права, которые устанавливают обязанность лица воздерживаться от действий известного рода (запреты). Примером запрещающей регулятивной нормы права является статья 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», где сказано, что судья Конституционного Суда Российской Федерации не имеет права:

Регулятивные нормы права прямо направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам общественных отношений прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы права являются правоустановительным потому, что они направлены к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.

Охранительные нормы права устанавливают меры юридической ответственности, а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав (в целом — санкций). Необходимость в обособлении и дифференциации государственно-принудительных мер вызвана различной степенью тяжести нарушений обязанностей, которые возложены регулятивными нормами права, спецификой задач, которые решаются в правоохранительной сфере. Так, в нашем, российском праве единая общая обязанность — не нарушать субъективные права. Однако нарушение этой обязанности может быть различным не только по своему фактическому содержанию (присвоение, кража, грабеж и т.д.), но и по степени опасности этих незаконных действий для общества (преступление, административный проступок). Причинной выделения охранительных норм права является то, при установлении государственно-принудительных мер появилась необходимость учитывать различные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и другое), которые влияют на вид и величину санкции Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — Екатеринбург, 1996. С. 19..

Классическими примерами регулятивной нормы права являются большинство гражданско-правовых норм. К примеру, статья 653 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф 3 (в редакции от 30 декабря 2012 г.), в котором сказано, что арендатор сохраняет право пользования земельным участком, если здание или сооружение, которое он арендует, продается другому лицу, при этом он сохраняются все прежние условия договора аренды здания и сооружения. Или же пункт 2 статьи 672 ГК РФ, который устанавливает, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеют такие же права и обязанности, как и наниматель. При этом этот наниматель и члены его семьи могут потребовать, чтобы договор социального найма был заключен с кем-то из членов семьи. А если наниматель умирает, то договор социального найма жилого помещения имеет право заключить один из его членов семьи, которые проживают в данном жилом помещении. Или же пункт 4 статьи 926 ГК РФ, который устанавливает, что хранитель спорной вещи (секвестр) имеет право потребовать от спорящихся сторон вознаграждение за хранение этой вещи, если решением суда или договором по поводу хранения спорной вещи не установлено другое.

Приведите по три примера диспозитивных и императивных норм содержащихся в конституции с указанием статей

Под юридической нормой понимаются определенные общеобязательные правила поведения. Они устанавливаются и регулируются государством, обществом, закрепляются и издаются в виде официальных документов. Целью создания является координация общественных отношений методом определения субъективных обязанностей и прав каждого участника.

Примерами императивных норм права служат документы, которые определяют юридические обязательства сторон и формируют законные резервы для их реализации. Это могут быть соглашения в налоговой, социальной или трудовой сфере. В договорах прослеживается ограничение действий в соответствии с нормативами государственного права.

К диспозитивным документам относятся бумаги, где проявляется небольшое положение об ограничении свободы поступков для всех фигурантов дела. В процессе операции, оговоренной в договоре, деятельность участников суживается их простором деятельности. Диспозитивная форма отношений отражает законодательные нормы при составлении документов, при этом учитывает субъективные обстоятельства конкретной ситуации.

15. Структура нормы права Норма права состоит из трех элементов:1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Конституционно-правовые нормы и отношения

Конституционно-правовые нормы, как и все другие правовые нормы, всегда существуют в определенном, формально закрепленном виде (в законах, иных нормативных актах и других официальных источниках права). Поэтому такие нормы, являясь официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила.

В соответствии со своими специфическими чертами и свойствами конституционно-правовые нормы различаются по признакам, что позволяет разделить эти нормы на группы в целях определения места каждой из них в системе конституционного права, а также для обеспечения их правильной реализации.

В отличие от императивных диспозитивные нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения, когда участники отношений не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данной норме.

К учредительным относятся главным образом общие конституционно-правовые отношения, возникающие в связи с учредительным по сути характером норм конституционного права, предусматривающих новое долженствование или вновь устанавливаемые принципы, либо ориентиры развития публичного правопорядка в той или иной сфере.

Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы или структуру органов государства, носят название учредительных, или отправных, норм. Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, носят название дефинитивных норм.

Императивные нормы конституции

Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через проведение их классификации. Конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, в силу того, что они регулируют разнообразные отношения, они не могут не обладать некоторыми отличительными свойствами, которые обеспечивают выполнение ими специфических функций. Их классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

1. По юридической природе и степени обязательности эти нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правилом предоставляется возможность выбора поведения. Примером императивных норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям. В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей).
2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что следует или не следует делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения. Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ: например, в статьях, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, 26, 33, ч. 3 ст. 35, ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 43, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ). Процессуальный характер присущ некоторым нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2–5 ст. 66, ч. 2, 3 ст. 67 Конституции РФ). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента РФ от должности, порядок осуществления им полномочий (ст. 81, 92 Конституции РФ); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы и др. (ч. 2 ст. 95, ч. 2 и 3 ст. 99, ст. 100, 101, 104–109 Конституции РФ). В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс. В частности, положения ч. 1, 4 ст. 105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации. Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.
3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Первый вид норм – управомочивающие наделяют юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27 Конституции РФ) и т.п. Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека, прав народа и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями. Обязывающие принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность обязывающих конституционно-правовых норм выражается в том, что они могут быть обращены к более абстрактным субъектам, например, к государству, народу, нации, территории. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Запрещающие нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для определенного поведения. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Слово «запрещается» зачастую используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, – призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

Читайте также:  Акт Ввода В Эксплуатацию Частного Жилого Дома Является Правоустанавливающим Документом

Приведенная классификация не выходит за рамки традиционно сложившихся взглядов. Вместе с тем для науки конституционного права интерес представляет расширение представлений о видах норм конституционного права. В частности, из конституционно-правовых норм можно выделить положения экстерриториального действия, т.е. действующие вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством Российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

В современной юридической литературе предпринимается попытка представить классификации, базирующиеся на критериях комплексного или смешанного характер. Так, В. Е. Чиркин считает, что по характеру предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и репрессивные. Думается, что примеры стимулирующих и дозволяющих норм являются по своему характеру, по сути, более частной разновидностью управомочивающих норм. Такие нормы также предоставляют субъекту какое-либо право, однако обращают внимание на отношение к этому праворегулирующей стороны (государства). В дозволяющих нормах сферы регулирования – отношения, которые при определенном поведении могут иметь нежелательные последствия, поэтому действия носителя прав ограничиваются использованием соответствующих слов: «может», «дозволено в определенных пределах», «если это не ущемляет права других» и т.д. Например, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). В стимулирующих нормах, наоборот, указывается на поощрительное отношение к желаемому поведению. Реализация предоставленного права имеет здесь особую значимость, связано с приумножением материальных или духовных благ, либо несет гуманистическую направленность. Так, в России «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В Российском государстве поощряется также «деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;
в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.
6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции РФ), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
7. Разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже было замечено, наряду с традиционными нормами, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, принципы, декларации, цели, программы, разъяснения, дескрипции, символы, справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации

– специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми направлены конституционно-правовые нормы. К таким субъектам относится народ в целом, государство, субъекты федерации, муниципальные образования; политические партии, религиозные объединения, депутаты и др.

Ученые по-разному подходят и к вопросу о классификации общерегулятивных норм. Так, Л. П. Шмайлова предлагает выделять три вида таких норм: нормы-принципы, программные нормы и нормы-задачи. В отличие от программных норм, имеющих перспективный характер, нормы-принципы, по мнению Л. П. Шмайловой, фиксируют современный уровень общественных отношений, создают юридическую основу для достижения целей и задач, содержащихся в программных нормах. От норм-задач программные нормы отличаются содержанием, значением и периодом действия. Программные нормы индивидуализируются в задачах различных органов и конкретизируются в задачах нормативных актов. Они своим содержанием предопределяют содержание норм-задач 29 . В. О. Лучин называет нормы-принципы, нормы-цели и нормы-дефиниции 30 . О. Е. Кутафин выделяет два вида общерегулятивных норм: нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы или структуру органов государства – это учредительные или отправные нормы; нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий – дефинитивные нормы 31 .

1. Нормы, которые имеют непосредственное действие и не требуют их конкретизации в законах (нормы непосредственной реализации). Например, нормы ст. 1, 2, 3 Конституции РФ. Эти нормы имеют особый механизм реализации. Для их реализации не обязательно возникновение, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Они реализуются в так называемых правоотношениях общего характера напрямую непосредственно. К нормам, имеющим непосредственное действие, в науке к примеру относят также нормы о личных конституционных правах и свободах 125 .

С В. О. Лучиным согласен О. Е. Кутафин, который считал, что правило поведения выражается в общерегулятивных нормах в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. И хотя исследователь утверждал, что нормы данного вида не формулируют деталей правового регулирования и содержащееся в них правило поведения не находит четкого выражения в определенном правовом акте, тем не менее сам факт, что общерегулятивные нормы содержат правило поведения, О. Е. Кутафиным не отрицался 22 .

С. В. Кабышев также доказывает, что понятие правовой нормы как предоставительно-обязывающего правила поведения не может в современных условиях служить эффективным инструментом познания правовой действительности. Все так называемые «нетипичные» предписания (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации и др.) обладают регулятивными свойствами и различаются лишь по способу выражения государственно-властного указания, проявляющегося в их словесной формулировке 18 .

Итак, система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права. Она состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т. д.). Отрасли права состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление (институт референдума, институт гражданства, институт договора, институт собственности). Правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

Итак, мы успели выяснить, что такое право, правоотношения и источник права. Вкратце напомню: право – это система правил поведения, установленных государством; правоотношения – это общественные отношения, урегулированные этими правилами; а источник права – это документ, где подобные правила содержатся.

Другой пример – «клад… поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное» (ч. 1 ст. 233 ГК РФ). То есть кладоискатель и собственник участка могут договориться как хотят («установить соглашением иное») – например, 90% стоимости клада достаётся кладоискателю, а 10% – собственнику участка (или наоборот). Если же они не договорились об этом, то каждому будет принадлежать половина клада. Отмечу при этом, что в любом случае раскопки должны происходить с согласия собственника. Если же его нет, то кладоискатель не имеет на клад никаких прав (ч. 1 ст. 233 ГК РФ).

Нормы права бывают запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Также нормы права делят на диспозитивные и императивные. Диспозитивная норма даёт участникам правоотношений возможность определить свои права и обязанности самостоятельно. Действовать она начинает, только если они не договорятся. А императивная норма даёт прямое и чёткое правило поведения в какой-то ситуации. Разновидность императивных норм – альтернативные.

«Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника» (Трудовой кодекс РФ, ст. 3)

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы