Забалансовые счета 17 и 18 в казенных учреждениях в 2023 году

Забалансовые счета 17 и 18 в казенных учреждениях в 2023 году

  1. В порядок заполнения баланса (ф. 0503130) внесли следующие изменения:
    • показатели уменьшения стоимости нематериальных активов в строках 050, 051 рассчитываются по счетам 0 104 30 421, 0 114 30 420 с аналитическими кодами видов N, R, I, D (разряд 23 номера счета);
    • показатель в строке 080 «Материальные запасы (010500000)» теперь отражается по остаточной стоимости за вычетом сформированного резерва под снижение стоимости запасов;
    • в строке 100 остаток по счету 0 111 00 000 рассчитывается не только за минусом остатка по счету 0 104 40 000, но и по счетам 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000;
    • в строке 101 показывается остаток по счету 0 111 00 000, относящийся к долгосрочным правам пользования активами, а не только по счету 111 40, как было ранее.
  2. При заполнении справки (ф. 0503125) нужно учитывать следующие изменения:
    • форма составляется в отношении оборотов по счетам аналитического учета 1 401 41 000, 1 401 49 000 в части целевых межбюджетных трансфертов;
    • в графе 9 справки (ф. 0503125 по коду счета 120651561 (661) при отражении операций по неденежным расчетам указываются коды корреспондирующих счетов бюджетного учета 1 205 51 561, 1 205 61 561, 1 302 51 831;
    • в графе 7 справки (ф. 0503125 по коду счета 120551000, 120561000) показываются суммы дебетовых расчетов по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000 в части незавершенных расчетов по целевым межбюджетным трансфертам, предоставленным (полученным) на условиях при передаче активов, а не только по их возвратам, как было ранее;
    • в справке (ф. 0503125 по коду счета 140110151, 140110161) в перечень кодов корреспондирующих счетов для заполнения графы 9 включены счета 1 303 05 731, 1 303 05 831.
  3. Из описания графы 11 отчета (ф. 0503128) исключена возможность отражения показателя со знаком «минус» в случае принятия и исполнения денежного обязательства, расходы по которому возмещались ФСС РФ в объеме платежей учреждения как страхователя. Такая ситуация ранее возникала при выплате учреждением пособий по временной нетрудоспособности в счет уплаты страховых взносов. Однако при переходе регионов на прямые выплаты пособий из ФСС РФ это положение утратило актуальность.
  4. В порядок формирования отчета (ф. 0503121) внесли следующие изменения:
    • показатели увеличений, уменьшений нефинансовых активов формируются с учетом оборотов по счетам учета вложений в объекты государственной (муниципальной) казны, вложений в имущество концедента, амортизации имущества казны;
    • показатели увеличений, уменьшений нематериальных активов формируются по данным счетов с аналитическими кодами видов N, R, I, D (разряд 23 номера счета). В строке 332 отражаются также обороты по соответствующим счетам аналитического учета 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»: кредитовые обороты за отчетный период со знаком «плюс», дебетовые обороты – со знаком «минус»;
    • показатели по строке 362 формируются с учетом данных по счету 0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов». Кредитовые обороты по счету 0 114 80 000 за отчетный период отражаются со знаком «плюс», дебетовые обороты – со знаком «минус»;
    • показатели увеличений, уменьшений прав пользования формируются по данным счетов 0 111 00 000, 0 106 60 000, 0 104 40 000, 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000, 0 106 60 000. Кредитовые обороты за отчетный период по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 104 40 000, 0 104 60 000, 0 114 40 000, 0 114 60 000 отражаются со знаком «плюс», дебетовые обороты – со знаком «минус»;
    • показатели по строкам 451, 452 формируются также по данным счетов 0 204 3T 000, 0 215 3T 530;
    • показатели по строкам 481, 482 формируются также по данным счета 0 210 T5 000.
  5. Строки отчета (ф. 0503123) формируются с учетом следующих особенностей:
    • строка 0800 – не учитываются показатели по доходам от возврата остатков субсидий прошлых лет, предоставленных учреждениям, иным юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (показатели по соответствующим аналитическим счетам счета 2 18 00000 00 0000 150 1 210 02 16X). Эту сумму нужно вычесть из показателя по строке 4220;
    • строка 2901 – сумма показателей по коду 273 КОСГУ отражается в положительном значении при выбытии денежных средств в результате недостач, в отрицательном значении – при поступлении денежных средств в результате возмещении ущерба по недостачам денежных средств;
    • в разделе 4 не отражается информация по статье 270 КОСГУ.
  6. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164ф. 0503160) приводятся пояснения о причинах отклонений.
  7. Изменения в сведениях (ф. 0503168) состоят в следующем:
    • добавлены счета, которые учреждения применяют с 2023 г., в частности, счета с аналитическими кодами видов N, R, I, D для учета нематериальных активов, счет 0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;
    • в разделе 3 введены строки для показателей на забалансовых счетах 03, 07, 21 с обособлением иного движимого имущества.
  8. Сведения (ф. 0503169) составляются с учетом следующих особенностей:
    • по дебиторской задолженности формируются также по счету 0 210 T5 000, по кредиторской задолженности – по счету 0 304 T6 000;
    • не относится к просроченной кредиторская задолженность по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 302 26 000 в объеме остаточной стоимости права пользования нематериальными активами на отчетную дату;
    • в графах 3, 4 раздела 2 сведений (ф. 0503169) дата возникновения просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения и дата исполнения по правовому основанию не могут превышать отчетную дату. Дата возникновения задолженности не может превышать дату ее исполнения;
    • в случае нескольких причин, повлиявших на наличие просроченной дебиторской, кредиторской задолженности, указывается код причины, оказавшей наибольшее влияние. В текстовой части при необходимости приводятся пояснения указанных фактов.
  9. В разделах 1 – 3 сведений (ф. 0503172) не указываются данные по счетам 0 207 44 000, 0 301 14 000.
  10. В графе 1 сведений (ф. 0503173) указываются номера синтетических счетов 0 100 00 000, 0 200 00 000, 0 300 00 000, коды счетов 0 401 30 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000, 0 401 60 000, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года.
  11. Скорректированы коды причин образования неисполненных обязательств для указания в разд. 1 сведений (ф. 0503175):

В порядок заполнения сведений (ф. 0503171, 0503172, ф. 0503174) добавлено положение о необходимости указывать идентификатор контрагента, если эмитентом ценных бумаг является юридическое лицо – нерезидент Российской Федерации. Правила формирования реквизита «Идентификатор контрагента» изложены в п. 4 приложения 5 к приказу Минфина России от 15.04.2023 № 61н. Соответствующие изменения внесены в пп. 168, 169, 170.1 Инструкции № 191н.

В строках и графах отчетных форм, предусмотренных для показателей бюджета субъекта РФ, также указываются данные бюджета федеральной территории «Сириус». В строках и графах отчетных форм, предусмотренных для показателей бюджетов городских округов, также указываются данные бюджета г. Байконур Республики Казахстан. Соответствующие изменения внесены в порядок формирования баланса (ф. 0503320), отчетов (ф. 0503321, 0503323, 0503317, 0503152).

  • если принципал – юридическое лицо Российской Федерации, орган государственной власти (местного самоуправления), указывается ИНН;
  • если принципал – юридическое лицо – нерезидент Российской Федерации, указывается идентификатор контрагента;
  • если принципал – иностранное государство, указывается код по общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ).
  • В сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) внесены следующие изменения:
    • раздел 1 содержит также данные по счетам эскроу;
    • введен раздел 3 «Касса». Он заполняется в квартальном и годовом отчетах по данным счета 0 201 34 000.
  • В сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190) отражаются также данные по счетам 1 106 51 000, 1 106 91 000. Информация по объекту капитальных вложений раскрывается в отдельной строке в общей сумме операций без обособления по видам расходов, формирующих капитальные вложения.

    Учет на забалансовых счетах 17 и 18

    Приводятся данные о видах доходов, отраженных на забалансовых счетах 17, открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений), 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации». Обратите внимание: операции автономных учреждений по взносу на счета наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов, средства, зачисленные при покупке иностранной валюты на валютный счет учреждения, в графу 6 не включаются

    • на банковские счета получателя бюджетных средств, предназначенные для их зачисления главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
    • на банковские счета учреждений;
    • на лицевые счета, открытые ОФК (финансовым органом);
    • на счета операций с наличными денежными средствами;
    • в кассу учреждений.

    Указываются данные о поступлениях и выбытиях, отраженных на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 1 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 1 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в разрезе кодов КИФ. Дебетовый остаток по забалансовым счетам отражается в положительном значении, кредитовый — в отрицательном значении

    Приводятся данные о видах поступлений (выплат) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации», 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в положительном и отрицательном значении показателей.

    Приводятся данные о выбытиях, отраженных на забалансовом счете 18, открытом к счетам 1 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» и 1 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в разрезе кодов КРБ

    Формирование проводок по забалансовым счетам 17 и 18

    Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

    Важно! С 17.10.2023 вступили в силу изменения в Едином плане счетов и Инструкции № 157н. Часть новшеств надо внедрить до составления отчетности за 2023 год. Остальные поправки применяются с нового года, к чему также надо подготовиться. Разобраться с изменениями вам поможет Обзор от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.

    В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).

    • для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
    • для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
    • для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.

    Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

    Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6)

    Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2)

    В разрезе объектов имущества (имущественных прав), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, собственников (балансодержателей) имущества, а также по учетным (инвентарным, серийным, реестровым) номерам, указанным в акте приема-передачи (ином документе), в разрезе правовых оснований, кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 334)

    Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

    Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
    Да, то что нужно информация.
    19.15%
    Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
    9.95%
    Нет, буду сам искать еще.
    70.9%
    Проголосовало: 402

    При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)).

    В данных операциях нужно учитывать, что дополнительные проводки по забалнсовым счетам формируются не только к счету 201.11 и 201.34, но и к счету 210.03. Операции по движению наличных денежных средств между кассой и лицевым счетом попадают в раздел 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строках 710, 720 (как «общий оборот» по счетам 201.11 и 210.03) и в строках 731 и 732 (как «внутренний оборот» между счетами и кассой).

    В соответствии с Инструкцией № 157н в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет движения денежных средств ведется параллельно со счетом 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» на активных забалансовых счетах:

    Проводки по 17 и 18 счетам очень часто остаются без внимания при формировании движений денежных средства бюджетными и автономными учреждениями, что может повлиять на заполнение ф. 0503737 «Отчета об исполнении учреждением плана финансового-хозяйственной деятельности», так как именно на основании бухгалтерских записей по этим счетам формируется отчет. Рассмотрим правила применения забалансовых счетов 17, 18, а также отражение в ф. 0503737 нестандартных ситуаций.

    Если учреждению необходимо отразить поступление доходов текущего года по соответствующему аналитическому коду дохода, то параллельно с отражением поступлений денежных средств на лицевой счет или же поступлению наличных денежных средств в кассу учреждения, необходимо формировать проводку по счету дебета 17.01 или 17.34.

    Рассмотрим ситуацию поступления доходов в Учреждение А от оказания платных услуг. Для отражения данной хозяйственной операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 1.0 можно сформировать документы «Кассовое поступление» или «Приходный кассовый ордер». При проведении документа будут отражены такие проводки:

    Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

    План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

    В 2023 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

    Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2023 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

    СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

    Учет на забалансовых счетах 17 и 18

    Инструкция N 157н обязывает учреждения вести учет на забалансовых счетах 17 и 18 в целях получения дополнительных аналитических данных, необходимых для раскрытия сведений о деятельности учреждения в составляемой им отчетности. В статье рассмотрим, что конкретно подлежит учету на указанных счетах и в каких формах отчетности используются данные, сформированные на этих забалансовых счетах.

    • 0 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
    • 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
    • 0 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения»;
    • 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

    Указываются итоговые суммы по забалансовому счету 17 по доходам, иным поступлениям — источникам финансирования дефицита средств, а также расходам, иным выплатам по возврату источников финансирования дефицита средств учреждения (в том числе по расчетам между учреждением и обособленным подразделением либо между обособленными подразделениями)

    Приводятся данные о видах поступлений (выплат) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации», 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в положительном и отрицательном значении показателей.

    Приводятся данные о видах доходов, отраженных на забалансовых счетах 17, открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений), 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации». Обратите внимание: операции автономных учреждений по взносу на счета наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов, средства, зачисленные при покупке иностранной валюты на валютный счет учреждения, в графу 6 не включаются

    • графы 5-8 — не включают информацию по ошибкам прошлых лет и показатели изменения расчетов;
    • графы 3, 10, 13 — показатели формируют только в годовой отчетности;
    • показатели по счетам 401 41 и 401 49 включают в отчет, только если учреждение применяет их в соответствии с учетной политикой.
    • если поставку провели с января по ноябрь текущего года — в течение 10 рабочих дней после подписания документа о приемке;
    • если поставку провели с 1 по 20 декабря — до конца года за счет текущих лимитов;
    • если поставку провели с 21 по 31 декабря — в следующем году за счет лимитов очередного финансового года.

    Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

    Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей, они кроются в способах организации и ведения бухучета.

    Утвердили новый порядок переноса остатков. Теперь все несвязанные остатки федерального бюджета направляются в резервный фонд правительства. Кроме того, в правительстве приняли меры по сокращению остатков на конец года, ограничив случаи переноса оставшихся (неиспользованных) ассигнований по заключенным госконтрактам. На 1 января следующего переносят остатки по госконтрактам, заключенным:

    Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»

    Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету. Если ответственные лица одновременно представляют документы о приобретении и вручении матценностей, то их на забалансовом счете не отражают. В этом случае признают расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков или сувениров.

    Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

    Минфин оставил за организациями бюджетной сферы право вводить дополнительные забалансовые счета, которые нужны для сбора информации и контроля за имуществом. Для этого их нужно согласовать с учредителем и закрепить порядок учета на забалансовых счетах в учетной политике.

    Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.

    • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
    • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

    На каких счетах отразить денежные средства в подотчет сотруднику, переведенные на карту учреждения

    367. Счет открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения», 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, отражение которых предусмотрено пунктом 365 Инструкции), а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

    Забалансовые счета 17 и 18 предназначены для отражения дополнительных аналитических данных по операциям с денежными средствами учреждения. Бухгалтерские записи по ним оформляйте в учете одновременно с отражением операций на балансовых счетах 0 201 00 000, 0 210 03 000 и 0 304 06 000 (в части денежных расчетов).

    365. Счет открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения», 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов), и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков неиспользованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

    • на банковские счета;
    • на лицевые счета, открытые в органе казначейства (финансовом органе);
    • в кассу;
    • на счет операций с наличными денежными средствами;
    • на счет по расчетам с прочими кредиторами (в части денежных расчетов).
    • операции по поступлению денежных средств (кроме поступлений от возвратов расходов текущего финансового года);
    • операции по возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
    • операции по поступлению (возврату) бюджетных средств от ГРБС (РБС) на выплаты по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
    • операции по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет (Письмо Минфина России от 20.12.2023 N 02-07-10/85225);
    • операции по уточнению невыясненных поступлений;
    • денежные средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
    • операции бюджетных и автономных учреждений по привлечению средств с одного вида финансового обеспечения на исполнение обязательств по другому (Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 02-06-10/79177).

    Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2023-2023 гг

    Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
    Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
    На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2023 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
    — проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
    — проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
    Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2023 год.
    Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2023 года.
    Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

    3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
    Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
    Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

    1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
    Напомним, что с 1 января 2023 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
    Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2023 года.

    Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2023 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
    Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2023 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
    Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

    5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
    Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

    а) в части принятых и неисполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств), отраженных по соответствующим строкам в графах 11, 12 раздела 1 «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета (ф. 0503128), размер которых составляет 100 млн. рублей и более, с формированием показателей в графах 1 – 8 по соответствующим строкам по номерам счетов аналитического учета счетов 1 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (раздел 1), 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (раздел 2) Сведений (ф. 0503175);

    В графе 2 Сведений (ф. 0503166) указываются коды целевой статьи расходов бюджета по бюджетной классификации, содержащие в 1 – 3 разрядах: код программной (непрограммной) статьи расходов (код программного (непрограммного) направления расходов, подпрограммы целевой статьи расходов), в 4 – 10 разрядах кода – нули (ХХ Х 00 00000).

    13.1. При формировании графы 4 Сведений об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503766) федеральными бюджетными и автономными учреждениями указываются коды целей в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приведенным в приложении № 2 к Порядку санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 13.12.2023 № 226н.

    В графе 5 Отчета (ф. 0503127 СГ) отражаются данные объемов финансирования, зачисленных на лицевые счета распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства, с учетом нераспределенных бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств). Показатели графы 4 Отчета (ф. 0503127 СГ) не формируются.

    При отражении в Сведениях (ф. 0503769) информации о дебиторской и кредиторской задолженности, образовавшейся в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) в 1 – 17 разрядах номера счета отражаются коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.

    Как правильно применять забалансовые счета

    Что такое забалансовый счет в бухгалтерии? Забсчета — это специальные вспомогательные бухсчета, которые предназначены для отражения информации об имуществе, активах и обязательствах, не принадлежащих компании на праве собственности, но переданы во временное пользование. Иными словами, забалансовые счета используются для сбора и обобщения сведений, которые не включены в баланс.

    В соответствии с Приказом Минфина № 94н, забалансовые счета предназначены для учета разного вида имущественных активов и финансовых обязательств. В отличие от основных счетов БУ, записи на забсчетах ведутся по упрощенному порядку, то есть в обход метода двойной записи. Иными словами, операция отражается либо по дебету, либо по кредиту соответствующего вспомогательного забсчета.

    Материальные ценности, сырье и материально-производственные запасы, полученные от сторонних организаций, физлиц или ИП, следует отражать на сч. 002. Также данные забалансовые счета нужны для отражения информации о ТМЦ, по которым право собственности переходит только после полной оплаты. Такие условия закрепляются в соглашении или договорах поставки.

    Объекты основных средств, полученные по договорам аренды, отражают по стоимости, которая прописана в договорных условиях. Если такой информации договор аренды не содержит, а арендодатель не сообщает данные о стоимости объекта, то ОС принимаются к учету по рыночной стоимости.

    Отметим, что учреждения бюджетной сферы работают по иным правилам, то есть применяют другие забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2023. Так, для бюджетников предусмотрена общая инструкция № 157н, а также инструкции № 174н (для бюджетных), № 162н (для казенных), № 183н (для автономных). В соответствии с общей инструкцией № 157н, бюджетные учреждения применяют 31 забсчет: с 1 по 27 и дополнительно 30, 31, 40 и 42.

    Внутренние обороты денежных средств государственного учреждения в 1С: БГУ 8 редакции 2

    Довольно часто бухгалтеры государственных учреждений сталкиваются с необходимостью учета внутренних оборотов денежных средств. Эти хозяйственные операции временами вызывают трудности, так как в них используется сразу несколько забалансовых счетов. В статье мы рассмотрим порядок проведения в программе 1С: БГУ операций по внутренним оборотам денежных средств бюджетных и автономных учреждений (для них он будет идентичен), а также порядок получения наличных с лицевого счета казенного учреждения.

    Для начала – небольшое пояснение по использованию забалансовых счетов. Согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 31.03.2023) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» к балансовому счету 201 (кроме счета 201.35) и балансовому счету 210.03 открываются забалансовые счета 17 и 18, уточняющие поступления и выбытия денежных средств на счета бюджетов по бюджетной аналитике.

    Если в бухгалтерской записи участвует один из кассовых счетов, то запись по нему обязательно дублируется записью по забалансовому счету. В 1С: Бухгалтерии государственного учреждения установлено следующее соответствие по данным балансовым и забалансовым счетам.

    Рассмотрим небольшой практический пример: бюджетное учреждение МБОУ «Гимназия № 1» оказывает платные образовательные услуги, за которые родители учащихся могут рассчитаться наличными. В конце дня денежные средства, поступившие в кассу, передаются ответственному лицу дирекции, которое вносит их на карту, а в последующем – деньги поступают на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства.

    Для примера рассмотрим порядок выбытия оргтехники. Нельзя просто выбросить компьютер или принтер, которые в связи с физическим или моральным износом стало невозможно или экономически невыгодно эксплуатировать. После принятия решения о списания такое имущество подлежит утилизации, которая как правило выполняется специализированными организациями. С даты принятия решения до момента передачи на утилизация его необходимо учитывать на счете 02 «Материальные ценности на хранении».

    Рекомендуем проверить состав имущества, учтенного на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». С учетом новых положений, закрепленных в СГС «Аренда» (утвержден приказом Минфина от 31.12.2023 № 258н) некоторые объекты, числившиеся на счете 01, сейчас подлежат учету на балансовых счетах 111.ХХ в составе Прав пользования активами. Данная норма распространяется на имущество, которое учреждение получило в безвозмездное пользование, и, согласно договору, приняло на себя оплату расходов по его содержанию (согласно условиям договора).

    Причиной наказания явилось неотражение на счете 01 немецкой овчарки стоимостью 25 000 руб., полученной в безвозмездное пользование. Бухгалтер не посчитала нужным ставить собаку на учет по счету 01, хотя по нормам Инструкции № 157н (действующим на момент совершения факта хозяйственной деятельности) безвозмездно переданное имущество должно было быть отражено на счете 01.

    Если обеспечение предоставлено не в денежной форме — поручительство или банковская гарантия, их следует отразить на счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Принимать к учету обеспечение следует по первичным документам в сумме обязательств, в обеспечение которого оно получено. По окончании срока действия обеспечения его необходимо из учета исключить.

    Помимо обязательных, учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование (п.332 Инструкции № 157н). Напомним, что условием применения дополнительно открытых счетов является его закрепление в учетной политике.

    Читайте также:  Могут Ли Чернобыльцы Ездить Бесплатно На Транспорте
  • Мария Сергеевна
    Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
    Оцените автора
    Простые ответы на юридические вопросы