Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных техсредств изъяны законодательной техники

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Привет всем читателям моего правового блога сегодня будем раскрывать такую тему — Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных техсредств изъяны законодательной техники. Скорее всего у Вас могут остаться вопросы или недопонимая после прочтения, поэтому лучше задать их в комметариях или же, что еще удобней — получить консультацию у практикующих юристов, наших партнеров.

Мы постоянно обновляем информацию и следим за ее новизной, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

7. Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения действий по производству, сбыту или приобретению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

6. Под производством технических средств следует понимать их промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др. Сбыт предусматривает передачу предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п. В качестве приобретения может рассматриваться любая форма завладения ими. Если способ завладения предметом содержит признаки самостоятельного состава преступления (например, кража), деяние следует квалифицировать по совокупности составов преступлений.

Содержание

Комментарий к Ст. 138.1 УК РФ

Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензированию подлежат разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В развитие положений данного Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 526 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (в ред. от 24.09.2010) . Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (в ред. от 08.12.2010) .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590; N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

Труды всех указанных выше специалистов, несомненно, являются большим вкладом в разработку исследуемых проблем, однако комплексного изучения вопросов уголовной ответственности за незаконный оборот СТСНПИ в рамках отдельных диссертационных исследований еще не проводилось.

Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации Петроченков, Сергей Дмитриевич

Вместе с тем, законодательство любого государства устанавливает перечень сведений, доступ к которым ограничен в целях защиты прав и законных интересов человека, нравственности, основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. На защиту именно этих интересов направлена ст. 138 1 УК РФ, устанавливающая ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее по тексту – СТСНПИ). Указанная статья была выделена из ч. 3 ст. 138 УК РФ в отдельный состав после вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что уже само по себе свидетельствует об интересе к ней законодателя. В свою очередь, ч. 3 ст. 138 УК РФ являлась новеллой отечественного уголовного законодательства, ее введение было обусловлено бурным развитием техники к началу 90-х годов XX века, появлением в свободном обороте технических средств, использование которых ранее было доступно только специальным службам. Опасность сложившейся ситуации состоит в том, что указанные технические средства могут использоваться в противозаконных целях. Неслучайно ст. 6 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ относит деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи СТСНПИ, к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это вызывает необходимость в детальном правовом регулировании общественных отношений, связанных с оборотом СТСНПИ.

Читайте также:  Включат ли свет если будет оплачена половина долга

Правовое регулирование оборота технических средств, предназначенных для негласного получения информации в уголовном законодательстве зарубежных стран

Двоякое содержание ст. 138 УК РФ обусловило необходимость выделения состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138 УК РФ в отдельное преступление. Неслучайно Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ1 были внесены изменения в ст. 138 УК РФ.

Здесь проблема в том, что уголовное право вторглось в сферу почти что нормального бытового оборота. СТС существуют в продаже как пончики – они на виду, их много, они тесно соприкасаются с бытовой техникой. Это тоже самое, что ограничить оборот невкусного молока, провоцирующего заболевания. Можно до бесконечности уточнять категории и черты, но в итоге под угрозой ответственности каждый. СТС по уровню общественной вредности возведен на один ранг с наркосредствами и оружием – вот, где корень бед. Хотя последнее даже в производстве сравнительно «сложнее» и само по себе криминально.

Что касается местоположения понятия и перечня – это игра с формой, она ничего не изменит. Понятие должно же заключать признаки СТС? А перечень должен очерчивать их круг? Это все и так есть, притом признаки могут сосуществовать с перечнем, см., например, Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 214. Закрепление в УК РФ понятийного аппарата, его вынос из бланкетной основы, не панацея – тем более УК РФ не так-то и сложно изменить с учетом той скорости и интенсивности, с какой он корректируется.

Комментарии (2)

Да взять даже признаки… Признаки всегда будут соприкасаться с функционалом обычного бытового устройства – смартфон неплохо может выполнять функции негласной слежки, была бы фантазия. Поэтому признаки «неразмытыми» точно сделать не удастся. Сделать перечень наподобие перечня наркосредств: не то сравнение, ведь у наркотиков есть формула, а в СТС формулу не заложишь.

«С января законопроект находится на рассмотрении экспертного совета фракции «Единая Россия», — рассказала RT Наталья Поклонская. — Кроме того, совсем недавно текст законопроекта был направлен мной в правительство и Верховный суд Российской Федерации для получения их официального отзыва. Когда мы проводили заседание экспертного совета при комитете по безопасности и противодействию коррупции, на него были приглашены представители различных ведомств, среди которых и сотрудники ФСБ. Все их пожелания были учтены в тексте проекта закона, который я подготовила».

В Генпрокуратуре ранее заявляли, что также предложат разработать одному из ведомств вариант внесения изменений в УК. В начале 2023 года надзорное ведомство провело масштабную проверку уголовных дел по статье об обороте шпионских устройств и пришло к выводу, что законодательство в этой сфере имеет ряд издержек, в частности позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, приобретающих такие гаджеты для бытовых нужд.

Шпионские законы

По словам адвоката и правозащитника Марата Аманлиева, законодательство необходимо менять так, чтобы сам факт владения таким СТС был декриминализирован, поэтому поправки должны касаться взаимосвязи обладания, приобретения таких СТС и злонамеренного умысла их использования.

В случае привлечения вас к ответственности по этой статье сразу обратитесь к хорошему адвокату, который сможет сориентировать вас во всех дебрях уголовного права России. Скорее всего, он сможет добиться не очень строгого наказания (например, уплаты штрафа), и это тот максимум, на который следует рассчитывать в подобной ситуации.

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.15%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.95%
Нет, буду сам искать еще.
70.9%
Проголосовало: 402

На смягчение приговора влияет наличие определенных законодательством РФ обстоятельств. К примеру, беременность гражданки или то, что у лица есть малолетние дети, может заставить суд определить относительно «легкое» наказание. Этому может способствовать и то, что лицо имеет постоянное место работы и положительные характеристики от своего начальства.

Читайте также:  Какие полагаются выплаты на третьего ребенка в алтайском крае 2023

Когда могут освободить от ответственности

  • получения акустических сведений;
  • наблюдения в визуальной форме;
  • прослушки переговоров по телефону;
  • контроля сообщений или отправлений по почте;
  • обследования объектов и документов;
  • проникновения в чужие жилища или ТС;
  • контроля за передвижениями отдельных лиц или ТС;
  • получения и обработки сведений;
  • идентификации личности гражданина.

Наниматель обязан предоставить работающей женщине независимо от трудового стажа и работы на условиях неполного рабочего времени отпуск по уходу за ребенком в достижение возраста 3-х лет с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размер и условия выплаты которого устанавливается законодательством.
Сергей Иванович, Брест:
Работал на основной работе и по совместительству 4 часа в день во второй организации. С основной работы уволился. Предъявил трудовую книжку во вторую организацию Скажите, пожалуйста, во второй организации я продолжаю считаться совместителем или нет?
Александр Буглак:

Незаконный оборот специальных технических средств

Для рабочих, специалистов и служащих организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в пределах фонда заработной платы в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ (п. 2.5 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями»).

Советы юристов:

Статьей 348 ТК определены некоторые ограничения работы по совместительству. Например, не допускается занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством.

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Какие выплаты положены на 3 ребёнка в 2023 году в мурманской

Статья 138

Примечания. 1. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

Информация об изменениях:

2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п., в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств.

Разъяснения Российского законодательства за действия связанные с незаконным оборотом наркотиков

По приговору Ленинского районного суда г. Саратова Б. признан виновным в том, что около городского рынка приобрел у не установленного следствием лица без цели сбыта пакетик с марихуаной весом 2,5 г, положил его в карман куртки и доехал на троллейбусе до остановки «Техучилище», где и был задержан работниками милиции. Суд признал Б. виновным в незаконном приобретении, хранении и перевозке наркотического средства в крупном размере.

Административные правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы