Можно ли провести процедуру конкурентным способом на на оказание услуг которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

Чтобы заказчик мог легко отыскать контрагента, ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий. Однако отсутствие информации в этом реестре не говорит о том, что монополиста в конкретном регионе не существует. Качество ведения этого списка на данный момент нельзя признать удовлетворительным.

Причины формирования естественных монополий могут быть различными. Одной из них стал механизм трансформации старых предприятий СССР. Они были ориентированы на плановую экономику и занимали лидирующие позиции в секторе. На их основе образовывались новые компании. Владельцем большей части акций осталось государство, но к развитию привлекались и частные инвестиции. В результате такие фирмы стали монополистами в своей отрасли.

Что представляют собой монополии

  1. Закрытые. Они полностью изолированы от конкурентов. Для этого применяются юридические барьеры, защита патентами или институтами авторских прав и так далее.
  2. Естественные. В этом случае долгосрочные издержки становятся минимальными только после того, как фирма становится единственным участником рынка.
  3. Открытые. В эту группу входят монополии, при которых на определенное время единственная компания становится эксклюзивным продавцом определенных товаров.
  4. Чистые. Ситуации, при которых на рынке существует только один продавец товара. Причем остальные организации не могут предложить даже близлежащих аналогов.

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Что такое закупка у единственного поставщика

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).
Читайте также:  Написать характеристику на товароведа ее основные обязанности

Малые закупки

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

54) осуществление закупки работ по модернизации информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем;

35) заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;

Как заключить контракт

Закупка у единственного поставщика — это неконкурентный способ отбора победителя. Он регулируется ст. 93 44-ФЗ и предполагает закрытый перечень оснований для проведения, но в 2020 году из-за коронавируса правила поменялись.

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);

Закупка исключительных услуг связи.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Особенности банкротства естественных монополий

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

    1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    2. транспортировка газа по трубопроводам;
    3. железнодорожные перевозки;
    4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    6. услуги по передаче электрической энергии;
    7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    8. услуги по передаче тепловой энергии;
    9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
    10. захоронение радиоактивных отходов;
    11. водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
    12. ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Читайте также:  Субсидия обнинск

Ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет, что естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Признаки естественной монополии:

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
21.71%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.03%
Нет, буду сам искать еще.
67.26%
Проголосовало: 281

В законе нет инструкции, как рассматривают и решают, включать или не включать экономический субъект в реестр субъектов естественных монополий на 2020 год. Приказом ФСТ № 481-э от 13.10.2010 утвержден порядок рассмотрения документов и принятия решения о начале, смене или остановки работы монополиста.

Реестр субъектов естественных монополий — это единая информационная база данных, в которой содержится информация о хозяйствующих субъектах, занятых производством и реализацией товаров или услуг в условиях монополизации в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов.

Какой перечень использовать в закупках

Заказчикам этот список не помогает. Например, организация есть в этом списке, но заказчик покупает у нее то, что не относится к сфере деятельности естественных монополий, то п. 1 ч. 1 ст. 93 не работает. И наоборот: если организации нет в перечне организаций по 147 ФЗ о естественных монополиях 2020 года, но она работает в сфере из ст. 4 этого закона, то закупить у нее как у единственного поставщика можно.

Ещё одной веской причиной возникновения монополий выступила необходимость больших финансовых вложений в становление крупных предприятий. Чтобы окупить крупные затраты, их владельцы стремились к максимальному захвату своего сегмента рынка. Зачастую это происходило с использованием уникальных ресурсов.

Читайте также:  Чем отличаються льготы ветеран труда по ряз.области

Реестр

  • отсутствием других продавцов в конкретном сегменте рынка;
  • отсутствием потребности в дорогостоящей рекламе;
  • возможностью диктовать свои цены в соответствующем рыночном сегменте;
  • способностью создавать искусственные барьеры экономического или юридического характера при попытках других компаний вторгнуться на их рынок.

Понятие

Сведения о хозяйствующих субъектах, которые заняты в сфере производства и реализации товаров или услуг в монопольных условиях, фиксируются в специальном реестре, формируемом и ведомым ФАС РФ. Реестр доступен на её официальном сайте по адресу fas.gov.ru.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

Кроме того, при выявлении коррупционной составляющей в случае злоупотребления естественных монополий своим доминирующим положением возникают основания для привлечения к уголовной ответственности причастных к коррупции должностных лиц как естественных монополий, так и органов государственной власти.

Основные виды злоупотреблений естественными монополиями своим доминирующим положением

Во-вторых, естественные монополии, по вполне понятным причинам, всячески препятствуют возникновению конкуренции со стороны других организаций, пытающихся освоить тот или иной сегмент занимаемого естественными монополиями рынка. Воспрепятствование деятельности реальных или потенциальных конкурентов может принимать самые разные формы, вплоть до откровенно криминальных.

Особенности законодательного противодействия злоупотреблениям со стороны естественных монополий

ПТП обратился в суд, и суды трех инстанций удовлетворили исковое заявление организации, считая аргументацию антимонопольного ведомства ошибочной. По их мнению, ФАС России неправильно определила географические границы рынка, нарушив Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ с нижестоящими судами не согласилась, однако ПТП все же удалось отстоять свою правоту в Президиуме ВС РФ (см. постановление Президиума Верховного суда РФ от 16.01.2019 № 303-ПЭК18 по делу № А40-249075/2017).

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы