Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.
Классификация
Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.
Причины возникновения естественных монополий
К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.
Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2023, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).
Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.
Естественная и искусственная монополия
- чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
- проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
- отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.
Иногда на рынке возникает ситуация, когда товар предлагает единственный продавец, а спрос существует от единственного покупателя. Это и есть двусторонняя монополия. В такой ситуации покупатель и продавец знают друг друга. При этом они проводят куплю-продажу готовой продукции под строгим ценовым контролем. Примеры двусторонней монополии касаются таких ситуаций, когда фирма реализует свой товар государству. Это и покупка оружия Министерством обороны, и противостояние единого профсоюза какому-либо одному работодателю.
- состояние либо рынка, либо одного из его сегментов, на котором присутствует только один игрок;
- единственная фирма, которая производит и реализует созданные ею товары;
- рынок с присутствующим на нем единственным предприятием-лидером.
Основные признаки монополии
Ее создание осуществляется с помощи законодательных барьеров. В правовых документах определяются товарные границы субъекта монополии и формы контроля над ним. При этом одним компаниям предоставляется исключительное право на осуществление того или иного рода деятельности. Эти организации являются государственными. Они находятся в подчинении главков, министерств и т.д. Государственная монополия группирует предприятия одной отрасли. Это приводит к отсутствию конкуренции на рынке сбыта.
1 Естественная монополия. Она образуется сама собой. Просто потому, что наличие нескольких компаний, предоставляющих услугу, экономически нецелесообразно. Например, в крошечном городке нет необходимости в двух кинотеатрах. Переманивая публику друг у друга, они оба придут к банкротству, так как расходы на содержание зала высоки, а спрос слишком мал, и нет ни малейшего шанса его существенно увеличить.
-
когда компания контролирует более чем 50% рынка, но в ходе разбирательств ФАС пришла к выводу, что фирма не оказывает угнетающего воздействия на рынок; когда доля компании на рынке еще не достигла 50%, но для организации характерны все черты жесткой монополии. Здесь, правда, существует оговорка: монополистом не может быть признан игрок, контролирующий менее 35% рынка.
Монополия в обществознании
-
Абсолютная монополия. Идеальная ситуация, при которой конкуренты у монополиста полностью отсутствуют. На рынке нет близких заменителей товара, а вход в отрасль заблокирован – чаще всего законодательно. Относительная монополия. Монополизирован лишь один сегмент рынка, например, путем договоренности с ближайшими конкурентами. Так, в случае частных перевозок компании договариваются между собой о распределении городских маршрутов. И получается, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своем маршруте, с другой – его положение зыбко и может в любой момент измениться.
Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.
Примеры естественных монополий в России
Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.
Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
Главная причина, по которой государство борется со всесилием монополий, состоит в опасности ценового диктата. Возможность возникновения такой ситуации учитывает госрегулирование деятельности естественных монополий. Именно при решении этой задачи возникает уже упомянутая дилемма между интересами общества и единственного предприятия, предоставляющего товар или услугу. Методы решения этой задачи делятся на две основные группы.
По некоторым товарам, работам или услугам для потребителей не существует альтернативы при выборе. Производством занимаются естественные монополии. Изготовление требует особых технологий, что резко сокращает возможное число участников рынка.
В каких сферах есть монополисты
Есть особенности в закупках услуг связи у монополистов. Общедоступные почтовая и электросвязь — это монополизированная отрасль (это говорится в 147-ФЗ), а в ПП РФ № 637 от 24.10.2005 указано, что к почтовым услугам относится не только предоставление связи, но передача телеграмм, пересылка писем, передача голосовой информации. При пересылке писем и телеграмм обязательно использование почтовых марок. Эти товары не относятся к продукции естественных монополистов, значит, их необходимо приобретать с помощью конкурентных процедур.
Монополия как поставщик по 44-ФЗ
Естественная монополия — это отраслевое предприятие, работа которого возможна только при отсутствии конкуренции со стороны других компаний. Наличие конкурентов увеличивает операционные издержки. А произведенную продукцию нельзя заменить другими предложениями для потребителя.
Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.
В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.
Виды и формы монополий
А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.
Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.
Побудительные мотивы государства в лице ФАС, объясняющие необходимость минимизации количества естественных монополий можно, лишь разобравшись в том, чем они отличаются от искусственных, то есть созданных по чьей-то воле. Как правило, недоброй.
Как возникают монополии
Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики. Может быть, увольнение слишком уж поприжавшего наших монополистов бывшего главы ФАС Артемьева – результат такой необходимости.
Например, бизнесмен из Магадана мыл и дезинфицировал транспортные контейнеры. В июне 2012 года он поднял цены на свои услуги и за полгода получил на этом сверхприбыль — 67 100 Р . Прибыль с одного помытого контейнера составляла 1814 Р .
Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.
И не вступить в картельный сговор
Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».
Естественная монополия — такое понятие, которое появилось ещё в античные времена. Тогда несколько крупных продавцов объединялись друг с другом для получения полного контроля над отраслью. В результате у них появлялась возможность установки любой стоимости на товары и услуги. Современные примеры естественных монополий в России затрагивают как транспортную, так и газодобывающую, телекоммуникационную, энергетическую отрасли. У них нет конкурентов, что имеет как преимущества, так и недостатки.
ОАО «РЖД»
Этот гигант уже долгие годы занимается всеми грузовыми и пассажирскими перевозками с помощью железнодорожного транспорта. Даже локомотивы, принадлежащие иным компаниям, всё равно ездят по путям «РЖД», а значит, вынуждены подстраиваться под существующие требования и правила.
РАО «ЕЭС Россия»
Естественная монополия затронула и газовую промышленность. Абсолютно все компании, добывающие газ, а также транспортные региональные предприятия, перевозящие его, на сегодняшний день объединены в ПАО «Газпром». К слову, данная организация выделяет в государственный бюджет настолько много денег, что на неё приходится около 25 процентов от всех поступлений. Также «Газпром» поставляет свои услуги и товары в Восточную и Западную Европу, обладает зарубежными активами, имеет в своём подчинении многие газораспределительные и газотранспортные системы.