Как избежать аудиторской проверки в 2023 году

Кто подлежит обязательному аудиту за 2023 год

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2023 год, но скоро должны появиться и за 2023-й.

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.
  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2023 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2023 года.

Отмена аудиторских проверок — это хорошо, или в будущем возможны проблемы

  • если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Главное, что заложено в Концепции: при организации и осуществлении управления качеством, контроля внутри аудиторской профессии особое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе в случаях выявления подкупа иностранных должностных лиц.

4. Пвысят вовлеченность аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц. Боюсь даже представить, насколько будут вовлечены аудиторы в эту борьбу.

И наконец, провозглашается пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и не кредитным финансовым организациям, ориентация таких аудиторов в первую очередь на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.

3. Введут в законодательство РФ понятие «руководитель задания по аудиту» и установят требования к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. Фактически, это лицо, назначенное для персональной ответственности за качество аудиторской проверки.

Новое и изменения в аудите с 2023 и 2023 года

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2023 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2023 № 14-2/В-880).

Ответственность за отсутствие обязательного аудита возлагается как на компанию, то есть аудируемое лицо, так и должностное лицо. Не стоит полагать, что если компания заплатила штраф, то руководитель не будет отвечать за такие деяния. Ответственность предусмотрена для двух категорий.

Есть часть компаний, которые целенаправленно не привлекают в работу аудиторов. Они полагают, что их не заметят и не привлекут к ответственности. Но это не так. Статистика показывает, что юридические лица активно участвуют в судебных делах по уплате штрафных санкций за отсутствие аудита. И суммы озвучиваются не малые.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

Например, критерии по уровню дохода и уровню активов значительно повысили. Если ранее фирмы с доходом свыше 400 миллионов рублей должны были проходить обязательный аудит, то сейчас такая обязанность снята до достижения уровня дохода 800 миллионов рублей.

  1. Приобрести криптопровайдер. Это специальная программа, позволяющая передавать данные на специальный ресурс. Установить ее на свой компьютер.
  2. Пройти регистрацию на сайте Федресурса. Осуществить установку сертификата ключа от электронной цифровой подписи.
  3. Через специальную вкладку в личном кабинете после авторизации заполнить форму для публикации аудиторского заключения. И здесь главное заполнять только те формы и поля, которые запрашивает система.
  4. Оплатить услуги публикации в онлайн формате.
Читайте также:  На Каком Основании Приставы Заберают Машину

Кому нужен обязательный аудит в; 2023; году: изменение критериев аудита и; не; только

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2023 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2023 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2023 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

Федеральным законом от 29 декабря 2023 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) .

определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – такое определение не формулировалось);

Акционерные общества, независимо от финансовых показателей, обязаны проходить обязательный аудит за 2023 год. Акционерное общество обязано предоставить аудиторское заключение в налоговый орган, а так же разместить результаты аудита на портале федресур независимо от финансовых показателей, принадлежности с субъектам МСП, применении специальных налоговых режимов. В отдельных случаях аудиторское заключение акционерного общества предоставляется в Банк России.

Цель данного изменения – привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федерльным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2023 № А55-24924/2023). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

До 2023 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Есть исключение: если в 2023 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2023 год до 1 января 2023 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2023 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2023 год.

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2023 года

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.
Читайте также:  Соглашение о фактическом использовании помещений

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности

Самое важное нововведение Стандарта «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности. » – требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Оно потребуется уже при подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2023 года, а по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения – и в отношении промежуточной отчетности 2023 года.

Уточним, что уже год действует Стандарт «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» и немногим дольше – Стандарт «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.

И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.

11 октября вступает в силу очередной – шестой по счету – федеральный стандарт ВФА «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (Приказ Минфина России от 1 сентября 2023 г. № 120н (зарег. в Минюсте России 30.09.2023).

  • Федеральное Казначейство, региональные / муниципальные финорганы – для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации;
  • централизованная бухгалтерия – для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2023 № 534-П).

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2023 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если за год, предшествовавший отчетному году, поступило имущества свыше 3 млн. руб.;
  • юридические лица с доходом, за год, непосредственно предшествовавшему отчетному году, составляет более 800 млн. руб, или, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб. (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации).
  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.
Читайте также:  Сколько платят ветерану труда в сургуте

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Законодательство защищает бизнес в ходе проведения внеплановых налоговых и иных проверок. Так, например, можно узнать, с какой целью осуществляется проверка, можно потребовать документы, на основании которых она совершается, не подписывать лишние документы и вообще не соглашаться с итогами.

Федеральный закон №170 от 11 июня 2023 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2023 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2023 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2023. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2023 «Об особенностях проведения в 2023 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

    Заключение гражданско правового договора (могут быть нечетко прописаны права и обязанности работодателя и работника). Оформление трудового договора (обычно работодатели составляют документ с ошибками или вовсе от него уклоняются). Выплата зарплаты соответствующей договору (работник может не получать все причитающееся или получать ЗП в конверте). Обучение по технике безопасности, медосмотры (работник должен допускаться к труду только пройдя необходимые медицинские осмотры и предоставив справки). Учет работы и оплата труда при привлечении работника в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. Увольнение сотрудника по желанию работодателя (больше всего нарушений выявляют при сокращении сотрудников и при закрытии фирмы). Размер оплаты труда должен быть не ниже минимального размера оплаты труда.

    Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей. Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей. Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность. Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация. Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате. Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета). Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.

Индексация зарплаты сотрудников — обязанность, а не право работодателя. Работодателя, которые не проводит индексацию зарплат своим работникам, привлекут к ответственности. Штрафы будут и в том случае, когда документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает.

С 10 января снижен порог численности сотрудников, когда можно отчитаться в ФСС и ПФР на бумаге, с 25 до 10 человек. Документы нужно сдавать в электронном формате, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. В электронной форме нужно предоставлять:

С 1 марта запрещена работа в опасных условиях труда. Если по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте признают опасными, то есть отнесут к 4-му классу, работодатель обязан приостановить работу сотрудника с сохранением должности и среднего заработка.

  • сведения на работающих у них застрахованных лиц (СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ);
  • расчет по страховым взносам по травматизму (4-ФСС);
  • заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ-1);
  • реестр застрахованных лиц (ДСВ-3).

Важно! С 1 марта 2023 года трудовая инспекция снова начнет использовать проверочные листы. При этом туда добавят новые пункты, например: как работодатель ведет, хранит трудовые книжки, соблюдает ли требования в отношении дистанционных сотрудников.

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2023 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы