Отличие казенного от муниципального

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Реформирование бюджетной сферы

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Учредитель предоставляет казенному учреждению имущество на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника (ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ). Подробнее об управлении и распоряжении имуществом казенного учреждения вы можете прочитать в нашей статье «Управление и распоряжение имуществом в бюджетном учреждении».

  • государственное казенное учреждение здравоохранения;
  • муниципальное казенное общеобразовательное учреждение;
  • казенное учреждение «Уголовно-исправительная инспекция…»;
  • федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» и т. д.

Виды казенных учреждений

Общие требования к бюджетной смете казенных учреждений регламентированы приказом Минфина России «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» от 20.11.2007 № 112н.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Ответственность казенного учреждения

— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения – казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Читайте также:  Оспариваемые рапорт выговора мвд

Правовой статус

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Правовое положение казенных государственных предприятий

2. Предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
21.03%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.72%
Нет, буду сам искать еще.
67.24%
Проголосовало: 290

Казенное учреждение – это госорган, который предоставляет государственные и муниципальные услуги. Функциональные обязанности связаны с выполнением установленных полномочий общественных или местных органов. Финансирование таких ведомств происходит за счет средств бюджета.

Особенности казенных структур

Целью усовершенствования государственных организаций в современной экономике является улучшение продуктивности оказания государственных и муниципальных услуг, в случае улучшения темпов роста госбюджетных расходов. Именно такой посыл имел федеральный закон № 83-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления»). Реализация данного законодательного акта реорганизовала систему общественных и муниципальных органов и разделила их на казенные, бюджетные и автономные.

Особенности бюджетных учреждений

Данный тип организаций изначально может быть создан и действовать в любых сферах, но имеет ограниченные права в рамках процессов, что приносят выручку, которые возможны только в случае их предварительного согласования в конкретной документации. В таких случаях доходы направляются в соответствующую госбюджетную систему.

Так же как и в «старобюджетных» учреждениях, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основе бюджетной сметы . Открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения как получателя бюджетных средств осуществляется только Федеральным казначейством либо финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования .

Распоряжение имуществом казенного учреждения

В целом казенное учреждение по своим признакам представляет собой то, чем было раньше бюджетное учреждение (его даже можно назвать «старобюджетным» учреждением), однако с некоторыми новшествами и особенностями. В данной статье рассматриваются и анализируются характерные признаки казенных учреждений, условия превращения бюджетных учреждений в казенные, а также возможные последствия этого превращения для учреждения.

Функциональный статус казенного учреждения

В сентябре 2010 г. для помощи в этом вопросе регионам и муниципалитетам на федеральном уровне были приняты Методические рекомендации . Если говорить коротко, в казенные следует однозначно переводить те учреждения, которые выполняют государственные и муниципальные функции, а что касается других учреждений, чем хуже их материально-техническая и финансовая база, качество управления ими, тем больше смысла в переводе этих учреждений в казенные. Однако ситуационный контекст для принятия решения может быть несколько сложнее.

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Читайте также:  Какие Документы Нужно Предоставить В Пенсионный Фонд Для Начисления Пенсии Вдове Ликвидатора Аварии На Чернобыльской Аэс

Перечень субъектов, обязанных сменить статус

Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.

– На это можно возразить: подавляющее большинство небольших коммерческих юридических лиц тоже не имеют собственной бухгалтерии. Они используют консалтинговые фирмы и неплохо себя чувствуют. По закону о бухучете он может быть организован разными способами: как в собственной бухгалтерии, так и при ведении бухучета третьим лицом. Другое дело – отношения между централизованными бухгалтериями и школами должны складываться в ином русле, чем это закрепилось у нас с советских времен. Когда консалтинговая фирма отказывается выполнить пожелание клиента, она выглядит на рынке услуг, мягко говоря, странновато. Централизованные бухгалтерии еще с советских времен стремятся диктовать директору ОУ свои условия. Но если этого нет, если школу обслуживают быстро, грамотно и качественно, то какая разница, кем организован бухучет?

– Некоторым ОУ действительно больше подходит статус казенных. Это ОУ, которые занимаются детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, имеющими проблемы со здоровьем, и т.п. Контингент этих учреждений нестабилен, невозможно их финансирование по заданию учредителя (в связи с негарантированным количеством учащихся). Если учредитель хочет сохранить такое ОУ, он переводит его в статус казенного учреждения и финансирует его по смете.
С другой стороны, стремиться к статусу казенного учреждения – это странная позиция. Хотеть, чтобы тебе утверждали смету, регулировали цены, чтобы ты проводил конкурс по закупкам? Но такие факты встречаются. Например, коллектив ОУ предполагает, что через пять-семь лет им, может быть, будет удобнее форма казенного учреждения. И они сейчас, в этом году, собираются стать казенными. В подобном случае я бы посоветовала ориентироваться на среднесрочную перспективу. Если в следующем году ОУ ожидают трудности (например, резко сократится число детей), то о переходе в казенное учреждение следует подумать. Но если проблемы прогнозируются только через пять-семь лет, зачем заранее связывать себя? Если учредитель уже сегодня готов перевести школу в статус казенного учреждения (а это значит – учреждение ему нужно, он хочет сохранить его во что бы то ни стало), он сделает это и через пять лет. Некоторые думают, что статус казенного учреждения сам по себе избавляет ОУ от закрытия. К сожалению, это не так. Если школа не нужна учредителю, он просто прекратит сметное финансирование и ликвидирует ОУ.
По моему убеждению, если школа имеет возможность 5–7 лет поработать в форме АУ, ей лучше использовать этот шанс и не стремиться стать казенным учреждением. Это она всегда успеет сделать!

Смена статуса: коллекктив школы может протестовать

– Начнем с того, что принуждать к переходу в АУ можно только с нарушением норм законодательства. Учредитель может давить, намекать, но в этом случае мы выходим за рамки правового поля. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» содержит обязательное требование: переход в АУ возможен только с согласия или по инициативе самого учреждения. И я бы хотела подчеркнуть, что при смене статуса учреждения сфера образования находится в привилегированном положении. В Законе «Об образовании» говорится: устав образовательного учреждения утверждается учредителем, но принимается – подчеркнем этот факт – коллективом ОУ. Поэтому де-факто сменить тип образовательного учреждения (например, перейти из бюджетного учреждения в автономное) без участия школьного коллектива будет крайне сложно. В сфере образования у нас существует взаимозависимость между коллективом ОУ и его учредителем. Без одного и без другого просто не состоится новая редакция устава школы. При переходе в АУ школа должна отразить все изменения в своем уставе. Если коллектив отказывается принять новую редакцию устава, это становится серьезным затруднением при переходе в АУ.
В иных сферах – например, в сфере культуры – все обстоит иначе. Там учредитель утверждает устав своим решением, и на этом дискуссия о новом статусе, собственно говоря, заканчивается.
Отмечу, что в сфере образования дискуссии обеих сторон возможны даже при переходе из казенного ОУ в бюджетное. Хотя закон в нынешней редакции и не требует согласия коллектива на этот случай, отказ педколлектива принять новую редакцию устава может повлиять на решение учредителя сменить статус ОУ.

Читайте также:  Образец характеристики для поступления в фсб с ответами

1. С 1 января 2011 г. вступили в силу комплексные изменения, затрагивающие правовой статус бюджетных учреждений, внесенные Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изменение правового положения бюджетных учреждений без их преобразования обосновывалось необходимостью обеспечения функционирования таких учреждений на основе рыночных принципов, создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности их деятельности. Для достижения поставленных задач было предложено следующее:

Комментарий к статье 123.22 ГК РФ

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.

Остались вопросы по ст 123.22 ГК РФ?

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Исключение составляет только особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное таким учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. При недостаточности имущества учреждения по отдельным видам социально значимых обязательств собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность. Названной ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, придана обратная сила. С учетом ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения при наличии указанного вреда распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 г.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В соответствии с положениями пункта 12 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2010 № 72н, неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии (отсутствии) потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, до представления федеральным учреждением в территориальный орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями (в случае принятия решения о наличие потребности) отражаются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными федеральным учреждениям из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, открытом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, с признаком «без права расходования» до 1 июля.

6. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Во-вторых, основной целью реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ, является повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а не предоставление государственным (муниципальным) учреждениям возможности «заработать» в процессе оказания платных услуг.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы