ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% — в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами.
Классификация
Создание искусственной монополии может происходить и другим путем. Государство своими законодательными актами способно предоставить право выпуска продукции или оказания услуг только одному предприятию. Таким образом также возникают искусственные монополии. Примеры тому есть в большинстве стран мира. Это организации, основанные на государственных преференциях. Пример в России — компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам.
Государственная монополия
Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.
Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).
Причины формирования искусственной и естественной монополии
Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.
Естественная и искусственная монополия
- чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
- проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
- отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.
С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.
Из-за того, что монополия занимает главенствующее положение в определенном сегменте рынка, ее экономическая эффективность снижается: монополии нет нужды вследствие здоровой конкуренции минимизировать производственные издержки, применять последние технические достижения, использовать все возможные производственные ресурсы и т. д.
Основные формы
Обратите внимание, что, согласно все той же ст. 93 ФЗ-44, у единственного поставщика можно закупаться, если объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Что именно является такой сферой – указано в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ.
Стремление полностью контролировать рынок зародилось у сильнейших представителей человечества одновременно с появлением обмена и торговли. Еще на заре развития общества стало понятно, что увеличить собственный доход проще всего, устранив конкурентов, и получив тем самым полный контроль над ценами.
Государственная монополия может быть частичной, если под контроль берется лишь производство или только сбыт. Но бывает и полной, когда государственные органы контролируют все организационные процессы от начала и до конца.
Виды монополий по способу формирования
Это и есть основная черта монопольного рынка – конкуренция на нем находится либо в нулевой точке, либо является очень низкой. Достичь доминирующего положения можно, используя как методы честной конкуренции – создание новаторских товаров, покупка патентов, так и нелегальные способы – сговор, подкуп.
Есть особенности в закупках услуг связи у монополистов. Общедоступные почтовая и электросвязь — это монополизированная отрасль (это говорится в 147-ФЗ), а в ПП РФ № 637 от 24.10.2005 указано, что к почтовым услугам относится не только предоставление связи, но передача телеграмм, пересылка писем, передача голосовой информации. При пересылке писем и телеграмм обязательно использование почтовых марок. Эти товары не относятся к продукции естественных монополистов, значит, их необходимо приобретать с помощью конкурентных процедур.
- железнодорожные перевозки;
- транспортировка нефти и газа по трубопроводам;
- подача электрической и тепловой энергии;
- водоснабжение и водоотведение;
- захоронение радиоактивных отходов;
- предоставление общедоступных электросвязи и почтовой связи;
- оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
- пользование инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольная проводка судов в Северном морском пути;
- предоставление услуг в транспортных терминалах, аэропортах, морских и речных портах.
В каких сферах есть монополисты
Естественная монополия — это отраслевое предприятие, работа которого возможна только при отсутствии конкуренции со стороны других компаний. Наличие конкурентов увеличивает операционные издержки. А произведенную продукцию нельзя заменить другими предложениями для потребителя.
Сущность монополии состоит в том, что это один из видов рыночных структур, при котором одна фирма производит и сбывает большую часть продукции определённого вида. При этом она защищена от вхождения на рынок конкурентов.
История возникновения и развития монополии в России
В процессе развития рыночных отношений хозяйственная деятельность может принимать различные формы. Что такое монополия? Это в экономике одно из понятий, изучение которого позволит лучше понять устройство рынка.
Монополия (монополизация) — понятие, признаки и причины возникновения
Конгломерат включает в себя фирмы, действующие в различных сферах. Его отличие от многоотраслевого концерна тем, что его участники действуют в отраслях, которые не связаны друг с другом. Фирмы, входящие в это образование, имеют высокую степень самостоятельности.