Судьи поддерживают в этом налогоплательщиков. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.11 № А-40-127836/10-20-733 сделан вывод о правомерном использовании льготы, так как деятельность инвалидной компании носила реальный характер, велась в собственных интересах, собственными силами и за счет собственных средств и была направлена на получение прибыли. То есть на практике описанная схема применяется успешно, хотя и чревата претензиями при проверке.
Страховые взносы. В 2013–2023 годах любые компании, выплачивающие инвалидам доходы, связанные с трудовыми отношениями, начисляют страховые взносы в отношении таких выплат по пониженному тарифу – 27,1 процента (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Кроме того, ООИ, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов, и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, платят взносы по тем же ставкам в отношении всего ФОТ (п. 3 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Переход к общим тарифам страховых взносов для инвалидных организаций запланирован только в 2023 году.
Применение организации инвалидов в группе компаний для получения налоговой экономии
Впрочем, льготы по налогу на прибыль могут получить не только ООИ. Так, расходы, произведенные организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом численность работников-инвалидов должна составлять не менее 50 процентов среднесписочной численности всего персонала, а доля расходов на оплату их труда в общем объеме выплат – не менее 25 процентов. При этом в закрытом перечне целей социальной защиты данная норма указывает в числе прочих взносы, направленные ООИ на их содержание.
Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).
Особенности налогового учета общественных объединений
Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту — Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).