Есть ли льготы на отпуск гражданам выехавшим из зоны отселения

  1. Осуществляет проверку комплекта документов заявителя.
  2. В случае принятия решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект распоряжения ПФР об утверждении списка получателей оплаты дополнительного отпуска.
  3. В случае принятия решения об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект письма в адрес заявителя об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  4. Передает комплект документов, а также проекты распоряжения либо проект письма об отказе главе ПФР для подписи.
  5. После подписания главой ПФР указанных документов направляет копию распоряжения или письмо об отказе заявителю.
  1. Заявление о предоставлении оплаты дополнительного отпуска по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 19.02.1993 №4528‑1 «О беженцах»;
    • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки (в случае получения удостоверения на территории Санкт‑Петербурга представление заявления не требуется).
  4. Справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.
  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Специалист ПФР, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления по форме и проверяет правильность его оформления. По просьбе заявителя, не способного по состоянию здоровья либо в силу иных причин собственноручно оформить заявление, заявление может быть оформлено специалистом ПФР, ответственным за прием документов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом ПФР решении по предоставлению государственной услуги в устной либо письменной форме, в том числе через МФЦ, согласно волеизъявлению заявителя в соответствии с отметкой в заявлении.
  5. Проверяет сведения.
  6. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями.
  7. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню необходимых документов.
  8. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга, исполнительные органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (организации), местные администрации муниципальных образований (в том числе иных субъектов Российской Федерации), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  9. В случае необходимости направления межведомственных запросов о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получения ответов на них — передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту ПФР, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
  10. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования комплектов документов заявителя, заверяет копии документов.
  11. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  12. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  13. В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов — делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы.
  14. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ПФР, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
  4. Военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
  5. Лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждении.
  6. Граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие».
  7. Младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений).
  8. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

Выборгский район

Статьей 13 Закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих право на меры социальной поддержки и возмещение вреда. Для каждой конкретной категории указанных граждан предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки, исходя из степени риска вследствие их проживания или работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей.

Меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предоставляются в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон).

Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, отнесены пунктом 6 части первой статьи 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

При этом Закон, устанавливая меры социальной поддержки для указанной категории граждан, предусматривает в отношении граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, дополнительные социальные гарантии (в том числе предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска).

Дополнительную информацию можно получить в отделе социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт‑Петербурга по адресу: Учебный пер., дом 2, кабинет № 216, приемные дни: понедельник и среда с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00, телефон 590-65-22.

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

3 В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года ‒ зоной отселения) ‒ территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

I. Гарантии гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы 1 , гражданам, указанным в пунктах 3, 4 ст. 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, а также гражданам (в том числе их детям в первом и втором поколении), указанным в ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ:
1) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу.
Доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
2) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для работника время;
3) получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней 2 ;
4) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа (в том числе при направлении на врачебную комиссию в другой населенный пункт);
5) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации.
Важно! Преимущественное право на оставление на работе распространяется на семьи, потерявшие кормильца.

V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 5 :
1) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа;
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) при условии постоянного проживания (работы) в данной зоне до 2 декабря 1995 года.
Данная гарантия распространяется также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

Читайте также:  Льготный проезд для студентов на автобусы псков на основании чего

5 В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона проживания с льготным социально-экономическим статусом ‒ часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

  • их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства;
  • наличие права на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в данных зонах, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2023 N 7-ВС-7105/15
«Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
II. Рассмотрение в исковом порядке трудовых, пенсионных и социальных дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
12) о признании недействительными (незаконными) решений об
отказе в предоставлении социальных пособий, компенсационных выплат (в
частности, жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф), денежных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также денежных субсидий на приобретение жилья, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом;

Я ежегодно использовал эту льготу, но в этом году управление соцзащиты отказало мне в оплате дополнительного отпуска, ссылаясь на то, что «ст.17 закона не содержит нормы, предусматривающие предоставление доп оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения» (см файл во вложении).

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2023 г. № 40-П “По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной”
2.3. При этом различия в степени радиационного риска в зонах отчуждения и отселения обусловливают применение различного порядка проведения эвакуации и переселения. По смыслу вышеприведенных положений, эвакуация представляет собой экстренный организованный выезд граждан за пределы территории, степень радиоактивного загрязнения которой создает угрозу для жизни и здоровья населения. Переселение из населенных пунктов, расположенных на территории с менее высоким уровнем радиоактивного загрязнения, носит планомерный характер и проводится по мере создания условий, необходимых для приема и обустройства граждан на новом месте жительства.
Однако выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года № 273-О и от 1 марта 2007 года № 26-О).
Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения — в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного Закона.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 — 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8 — 10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5 — 7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Дополнительный отпуск чернобыльцам

  1. Зона отчуждения. Это район, находящийся рядом с 4-мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести какую-либо производственную деятельность;
  2. Зона отселения. Это район, с которого переселялись люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, уехавшие оттуда, имеют право на обеспечение льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это район с постоянным контролем со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проводится регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, пожелавшие уехать, будут обеспечены льготами;
  4. Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Граждане, проживающие в этой местности, имеют права на льготы и государственную поддержку.
  • 1 и 2 категория получают отдых протяженностью 2 недели. При этом заработная плата сохраняется;
  • 3 и 4 категория может получить отпуск до 2 недель в том случае, если лицо имеет ребенка до 18 лет и проживает в зоне с повышенным радиоактивным фоном.

Так как это дополнительная мера поддержки, работодатель не обязан следить за тем, как его сотрудники используют государственные льготы. Поэтому при неиспользовании дополнительных каникул в текущем рабочем году, перенести их на следующий рабочий год нельзя.

  1. Первая категория. В нее входят:
    • больные лучевой болезнью;
    • ликвидаторы, ставшие инвалидами;
    • лица, пострадавшие от взрыва.
  2. Вторая категория. К ней относятся ликвидаторы, работавшие в зоне отчуждения в следующие периоды:
    • с 26.04.1986 по 01.07.1986 независимо от срока работы;
    • с 01.07.1986 по 31.12.1986 — не менее 5 календарных дней;
    • 1987 год — не менее 14 календарных дней;
    • лица, проживавшие в зоне отчуждения на момент аварии.
  3. Третья категория. Включает в себя тех, кто работал в зоне отчуждения в следующие периоды:
    • 01.07.1986 по 31.12.1986 — от 1 до 5 календарных дней;
    • 1987 год — от 1 до 14 календарных дней;
    • с 1988 по 1990 год — не менее 30 календарных дней;
    • лица, работавшие не менее, чем 14 календарных дней в пунктах санитарной обработки и дезактивации.
  4. Четвертая категория. Включает в себя тех, кто на 01.01.1993 работал в зоне усиленного радиологического контроля не менее четырех лет. Также к этой категории относятся те, кто работал за пределами зоны отчуждения в периоды:
    • 1986 г. — не менее 14 дней;
    • 1987 г. — не менее 30 дней.
  • Гражданам, находящимся в зоне отчуждения после произошедшей катастрофы, предоставляется отдых на срок от 7 до 21 дня, в зависимости от степени нанесенного вреда.
  • Военнослужащим, проходящим службу на территории Чернобыля, предоставляется отдых на срок от 14 (для сержантов) до 30 дней. Время нахождения в пути до места не учитывается.
  • Гражданам, относящимся к 1 и 2 категории пострадавших лиц, помимо основного отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, на срок в 16 дней.

Предоставление денежных компенсаций лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы;
  • инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • граждане, принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
  • граждане, принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
  • граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
  • граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные(переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
  • граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
  • граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
  • граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
  • использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
  • внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 159,77 рублей на питание ребенка в данном учреждении;
  • единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи;
  • компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
  • ежегодная компенсация на оздоровление;
  • ежемесячная денежная выплата детям и подросткам в возрасте до 18 лет, эвакуированным и переселенным из зоны отселения, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, назначаемая Пенсионным Фондом РФ.
Читайте также:  Образец ходатайства о выдаче копии определения арбитражного суда

Меры социальной поддержки граждан, принимавших в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС I группы — 18 886,59 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС II группы — 9 443,30 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС III группы — 3 777,30 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности) — 944,35 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам ЧАЭС — 903,28 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС I — II группы — 1 505,46 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС III группы — 1 204,38 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 903,28 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1988 г — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1989-1990 г — 301,10;
  • ежегодная компенсация на оздоровление эвакуированным из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление, проживающим в зоне проживания с правом на отселение — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление вынужденным переселенцам из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • пособие на погребение — 11 456,14 руб.

Меры социальной поддержки граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  1. Паспорт или св-во о рождении для несовершеннолетних детей;
  2. Документ, закрепляющий статус чернобыльца. Это может быть справка о времени проживания в зоне, военный билет с отметкой о прохождении службы в период аварии и ликвидации последствий;
  3. Если заявлять будет родственник, требуется документальное подтверждение связи с родственником.
  1. Ежемесячная выплата на оздоровление 260 руб.;
  2. Компенсация проезда;
  3. Каждый член семьи получает выплату при переезде один раз в размере 1120 руб.;
  4. Компенсация ущерба при утрате имущества такого как:
    • Сельскохозяйственных животных, зараженных радиацией;
    • Домашнего имущества, подвергнутого заражению;
    • Утраченного урожая, плодовых культур;
    • Утрата жилья.
  1. Граждане, заболевшие лучевой болезнью в результате аварии, в том случае, если они жили на территории в этот момент или работали на территории в момент устранения последствий катастрофы;
  2. Лица, получившие заболевание от радиации уже после произошедшей аварии. Это также касается, как проживающих в месте нахождения станции, так и работающих на ликвидации;
  3. Граждане, которые получили инвалидность после радиационного облучения. Это касается таких категорий, как:
    • Военные, направленные на ликвидацию последствий катастрофы;
    • Военнообязанные, сотрудники правоохранительных органов;
    • Сотрудники МЧС;
    • Врачи, медицинский персонал.
  4. Граждане, которых в обязательном порядке вывозили в 1986 году. К данной категории относятся люди, которые в момент эвакуации находились в утробе матери;
  5. Лица, которые стали донорами костного мозга для людей, пострадавших в Чернобыли. Доноры получают льготы, не зависимо от того, где происходила операция;
  6. Население зоны с правом отселения, а также те, кто был отправлен туда для осуществления трудовой деятельности;
  7. Люди, которые постоянно проживали или работали в зоне с умеренным уровнем радиации.

Необходимую информацию от том, какие преференции имеют различные категории чернобыльцев и есть ли они у детей и внуков участников ликвидации последствий ЧАЭС, берут из ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. Те граждане, у которых остались вопросы насчет получения вышеперечисленных преференций, уточняют различные нюансы в местном Управлении социальной защиты населения.

Российская Федерация и сегодня несет ответственность по возмещению вреда, нанесенного здоровью, пострадавшим при устранении последствий аварий. На законодательном уровне закреплен список льгот, как для самих участников ликвидации, так и для их родственников: вдов и детей.

  1. Люди, занимавшиеся ликвидацией негативных последствий аварии и работающие в зоне отчуждения: со дня аварии до 1 июля 1986 года, с 1 июля 1986 до 31 декабря 1986 более 5 календарных дней, в 1987 году более 2 недель. К этой категории относятся граждане, постоянно проживавшие в зоне отселения до принятия официального решения, а также эвакуированные в 1986 году.
  2. Инвалиды и больные лучевой болезнью.
  3. Лица, которые более 2 недель занимались санитарной обработкой, строительством или дезактивацией техники. Сюда же следует добавить постоянных жителей, находящихся в опасной местности более 3 лет.
  4. Граждане, которые проживают и ведут трудовую деятельность на территории радиоэкологического контроля. Условие: нахождение в зараженной зоне более 4 лет (до 1 января 2013).
  • Работник предъявляет работодателю заявление на чернобыльский отпуск, и справку из социальной защиты, подтверждающую право на дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • ксерокопия удостоверения, дающего право на социальную поддержку;
  • паспорт.

За счет каких средств оплачивается дополнительный отпуск «чернобыльцам»

Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, в частности инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

У сотрудницы есть удостоверение, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ей положен дополнительный оплачиваемый отпуск — 14 дней. Этот дополнительный отпуск должен оплачивать ФСС или работодатель?

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136 утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — Правила).

В силу ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1), меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации).

Правила предоставления дополнительного отпуска чернобыльцам в 2023 году

  1. К числу людей, получивших лучевую болезнь в результате аварии на ЧАЭС, относятся:
      ликвидаторы, которые устраняли последствия взрыва на станции;
  2. обычные люди.
  3. Люди, ставшие инвалидами в результате облучения при ликвидации аварии:
      военнообязанные;
  4. военнослужащие;
  5. сотрудники ОВД;
  6. пожарники;
  7. гражданские лица;
  8. доноры костного мозга для облучившихся больных.
  9. Добровольно выехавшие граждане из зоны отселения;
  10. Лица, занимавшиеся вывозом людей и материальных ценностей из зоны аварии:
      военнослужащие;
  11. медики.
  12. Люди, проживавшие в зоне отселения;
  13. Дети эвакуированных граждан, которые на момент аварии были еще эмбрионами.

Предоставление льгот чернобыльцам четко регламентируется Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС».
Что же касается такой льготы, как дополнительный оплачиваемый отпуск, то согласно статье 14 пункт 5 вышеуказанного закона, чернобыльцам гарантируется помимо ежегодного оплачиваемого отпуска предоставление дополнительного отпуска продолжительностью от 7 до 14 дней в удобное для них время.

  1. Оформление заявления на отпуск имеет следующие особенности:
      составляется в письменной форме;
  2. оформляется на имя руководителя организации;
  3. указывается основание получения данного вида отдыха.
  4. Предоставление подтверждающих документов. К поданному заявлению на отдых в обязательном порядке должны быть приложены заверенные копии следующих документов:
      паспорт, в котором имеется официальная запись, подтверждающая регистрацию в зоне отчуждения на момент аварии на ЧАЭС;
  5. удостоверение, которое подтверждает, что человек действительно является пострадавшим или ликвидатором аварии, и имеет право на получение социальной помощи;
  6. медицинские справки, подтверждающие наличие инвалидности или заболевания, причиненного радиационным облучением.
  7. Оформление приказа. На основании поданного работником заявления, руководителем организации создается приказ по установленной форме Т-6.

Выплата в повышенном на 20 процентов размере стипендии аспирантам, учащимся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории зоны. Выплата дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным в размере 50 рублей при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года;

С 1 июля года декретные в чернобыльской зоне выдаются по новым правилам. Они касаются только тех граждан, которые ушли в декрет после 30 июня г. Система, по которой рассчитывались и выплачивались декретные проживающим в чернобыльской зоне, не подвергалась корректировке четверть века. С момента подписания ФЗ в году логика выплат пособий по уходу за новорожденным не менялась, хотя корректировались суммы выплат и порядок назначения госпомощи. Пересмотреть принципы предоставления пособий думских депутатов заставили многочисленные злоупотребления, которые были обнаружены в ходе проверок ситуации с выплатами декретных в чернобыльской зоне в году. И главное нарушение — льготы получают те, кто фактически не проживает на зараженных территориях. Например, человек живет в Костроме, а зарегистрирован в Плавске, поэтому по действовавшему ранее закону он имеет возможность получать льготное пособие. Нововведения призваны кардинально поменять существовавшие подходы и сократить количество тех, кто регистрируется на подвергшихся радиационному загрязнению территориях незадолго до рождения малыша или сразу после родов для того, чтобы получать увеличенные выплаты. Двойные декретные в чернобыльской зоне в привычном для льготников-чернобыльцев виде отменен, а вместе с этим изменен принцип расчета пособия. Первые полтора года поддержку матери, отцу или ближайшим родственникам, осуществляющим фактический уход за малышом, будет оказывать работодатель. Вторая часть декретных будет поступать, пока ребенку не исполнится полтора года, от местных органов соцзащиты. Ежемесячная сумма в 3 тысячи рублей фиксирована и не зависит ни от заработков, ни от количества детей. По уходу за ребенком от 3 до 6 лет выплачивается также фиксированная сумма в размере 6 тысяч рублей на каждого ребенка работодатель от выплат в данный период освобождается. Действующие с 1 июля правила касаются только тех, кто зарегистрировался после Остальные будут получать пособия по старому принципу, и их пересчет произведен не будет. Новый закон о выплате декретных в чернобыльской зоне меняет и правила получения пособия по уходу за ребенком. Получить его можно только в двух случаях:. Ранее ограничений о том, что декретные выдаются только при четырехлетнем проживании в зоне, с которой убрали статус чернобыльской, не существовало. На местах были даны некоторые разъяснения по поводу получения декретных в зависимости от места рождения ребенка и прописки: Если малыш родился в Костроме и родители прописаны там же, то льготы, естественно, не предоставляются, так как Кострома не входит в зону зараженных территорий. Если новорожденный появился в Костроме, а родители прописаны в одном из сельских населенных пунктов зоны заражения, то отец и мать имеют возможность выбрать, какое место рождения фактическое или по прописке вписать в свидетельство, и соответственно, стать льготниками или нет. Возможности выбрать место рождения лишены те, кто прописан в городах, входящих в зараженные области. В последнем случае возникают серьезные спорные моменты, решить которые удается только в судебном порядке. Например, женщины, фактические проживающие в населенном пункте зараженных областей, из-за отсутствия роддома вынуждены рожать в городах, которые не имеют льготного статуса. И в этом случае льготные декретные роженица получать не сможет. Мнения самих льготников однозначны — новый закон значительно урезал размер пособия находящихся в декрете, при этом для получения созданы более жесткие условия. Главная Жилищные субсидии Рождение ребенка Налоговые вычеты Центр занятости Бизнес Учащимся Пенсии Форум Ветеранам Пособия ФСС Ещё выплаты Жизнь без очередей Инвалидность Региональные пособия ЖКХ Должникам Медицинские льготы Документы Гражданство РФ и миграция Главная Жилищные субсидии Рождение ребенка Налоговые вычеты Центр занятости Бизнес Учащимся Пенсии Форум Ветеранам Пособия ФСС Ещё выплаты Жизнь без очередей Инвалидность Региональные пособия ЖКХ Должникам Медицинские льготы Документы Гражданство РФ и миграция. Молодым семьям подпрограмма ‘обеспечение жильем молодых семей’ Программы обеспечения жильем бюджетников Новости Ипотека с господдержкой.

Читайте также:  Нормы о больничным листам гинекология

Специальных бланков для заполнения письменного обращения с просьбой предоставления дополнительного отпуска льготникам не существует. Документ составляют произвольно, можно написать разборчивым почерком от руки или распечатать средствами современной оргтехники, обязательно удостоверив подписью заявителя.

Право на получение отпуска для чернобыльцев в России не зависит от общего страхового стажа и непрерывной работы у данного работодателя. Причем, если во время такого оплачиваемого дополнительного отдыха работник заболеет, отпуск должны продлить или перенести на другой период.

  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • трудовую книжку (при ее наличии);
  • копии дипломов и удостоверений о наличии должного уровня образования и квалификации;
  • копию чернобыльского удостоверения, согласно которому работодатель сможет планировать предоставление отпуска.

Компенсация за неиспользованные дни оплачиваемого чернобыльского дополнительного отдыха, гарантированного законом лицам, пострадавшим при ликвидации аварии или ее последствий, выплачивается при увольнении вместе с расчетными в последний день выполнения трудовых обязанностей.

В зависимости от степени причинения вреда здоровью от последствий Чернобыльской катастрофы выделяют несколько категорий, имеющих право получать социальные гарантии и материальное возмещение для прохождения лечения, оздоровление. Одной из льгот является доп отпуск ЧАЭС, продолжительность которого напрямую зависит от того, к какой категории чернобыльцев относится работник.

По вопросам оформления любого вида льгот чернобыльцам следует обращаться в отделение службы социальной защиты по месту проживания. Подать запрос можно лично или через доверенное лицо, которое имеет нотариально заверенные полномочия представлять интересы заявителя. Сроки подачи ходатайства не регламентированы: обращаться можно в любое удобное время.

Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, имеют право на получение одноразовой беспроцентной ссуды на хозяйственное обзаведение и на строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками. При этом допускается погашение ссуды за счет средств организаций (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), в которых работают члены семей переселенцев, либо за счет иных источников финансирования. Данная льгота распространяется также на граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

  • лица с лучевой болезнью, появившейся на почве катастрофы на ЧАЭС (независимо от того, кто получил проблемы со здоровьем, — житель или тот, кто устранял последствия);
  • граждане, заболевшие сразу после аварии на станции;
  • люди, ставшие инвалидами вследствие облучения (военные, полицейские, сотрудники МЧС, врачи);
  • индивиды, которых безоговорочно эвакуировали, в том числе рожденные до 01.04.1987 года;
  • доноры костного мозга для получивших повреждения во время ЧП;
  • люди, находившиеся в одной из зон в момент взрыва или в период устранения его последствий.

Здравствуйте Галина, интересующая вас льгота для членов семей чернобыльцев закреплена в ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в настоящий момент она находится в действующей редакции.

Доброго времени суток. Отец является ликвидатором аварии ЧАЭС с июля по сентябрь 86г. Находился внутри 30 километровой зоны. Есть удостоверение ликвидатора, ведомости о днях проведённых там, юбилейные награды. Сейчас получает к пенсии надбавку 2023 р ежемесячно и 50% скидку к квартплате. И всё. Неужели это вся помощь от общества/государства ему? Дет сад или школа нам не нужна ( детям уже далеко за 30), Санаторий ему, также не нужен ( нет возможности выехать. Он не передвигается сейчас самостоятельно). Три года назад перенёс инсульт, но врачи не дали инвалидности ( г.Саратов) . Сам он 49 года рождения. Помогите пожалуйста нам! Отец того поколения, что сами не просят о помощи и не будет обращаться самостоятельно в какие то инстанции… Считаю несправедливым когда его коллеги получают по 40 — 80 тыс. руб ежемесячно как чернобыльцы а Он , будучи вмести с ними в то время ТАМ, довольствуется тем, что я описал ваше…

Для оформления отпуска грамотно формируется заявление, к которому прикладывается копия документа, подтверждающего льготный статус работника предприятия. Поскольку заявление дополнительно направляется в органы соцзащиты, то к нему надо приложить не только свидетельство ликвидатора или справку из соцзащиты, но и справку по форме 2-НДФЛ, которая содержит сведения о среднем заработке гражданина.

Точный период отдыха рассчитывается индивидуально для каждого льготника. Для этого бухгалтер компании должен тщательно изучить документацию, полученную от сотрудника организации. По ФЗ №1244-1 срок отпуска для чернобыльцев варьируется от 7 до 30 дней. При этом учитываются следующие нюансы:

Дополнительный отпуск оплачивается за счет регионального бюджета, а не работодателя. За этот период отдыха не предлагается денежная компенсация. Если гражданин увольняется до использования своего права, то ему к выходному пособию и зарплате не прибавляется какая-либо выплата. Для расчета отпускных органы соцзащиты ориентируются на информацию из справки 2-НДФЛ, поэтому они зависят от среднего дохода гражданина.

  1. заявление передается бухгалтеру компании, который подготавливает справку для представителей соцзащиты;
  2. справка содержит период дополнительного отпуска, а также сумму, которая должна быть выплачена специалисту;
  3. работник кадровой службы формирует приказ по форме Т-6 о предоставлении отпуска, причем здесь указывается его продолжительность;
  4. ставятся нужные отметки в табеле рабочего времени;
  5. вносятся необходимые правки в личную карточку специалиста.
  1. лица, участвующие в ликвидации последствий катастрофы, причем у них должен иметься официальный статус ликвидаторов;
  2. граждане, которые жили постоянно в зоне отчуждения до эвакуации;
  3. россияне, эвакуированные из родных мест из-за аварии;
  4. лица, оформившие группу инвалидности из-за болезни или травмы, полученной из-за взрыва на ЧАЭС;
  5. люди, у которых обнаружена лучевая болезнь;
  6. граждане, которые дольше 14 дней находились в зоне отчуждения для реализации какой-либо трудовой деятельности;
  7. лица, которые жили в опасной зоне дольше трех лет;
  8. россияне, которые трудились в зоне, где постоянно контролировался уровень радиации, но их стаж должен превышать 4 года.

Льготы предоставляются не только самим чернобыльцам, но и членам их семей. Так вдовы, в случае утери кормильца получают соответствующие выплаты. Также они имеют право на субсидии в размере половины квартплаты. Подобные льготы действуют на все виды коммунальных услуг.

При этом новое пенсионное законодательство, действующее с 1 января 2002 года, не предусматривает надбавок к чернобыльским пенсиям, но гарантирует сохранение прежнего размера пенсии, если он окажется ниже начисленного по новому пенсионному законодательству.

Что касается предпринимателей, то в силу того, что они не состоят в трудовых отношениях, они не могут воспользоваться дополнительным чернобыльским отпуском, при этом могут оформить компенсацию за работу и выслугу. Федеральных законов от 24.11.95 N 179-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 12.02.2001 N 5-ФЗ) 4) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года; (в ред.

При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения;Допускается вместо предоставления жилой площади денежная компенсация ее стоимости и бронирование жилого помещения до предоставления жилой площади и (или) обустройства на новом месте жительства в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации;Для граждан, которые были вынуждены переселиться с загрязненных территорий, также положены компенсационные выплаты.

Военнослужащие, проходящие военную службу (службу) в зоне отчуждения, независимо от их званий, должностей, родов войск имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени на проезд к месту отдыха и обратно и бронирование жилой площади по прежнему месту службы.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы