Цена на ценнике – это публичная оферта, т.е. предложение купить товары любому кто проходит мимо полок или витрины по установленной цене. Поэтому продавец должен продать товар по той цене, что указана на ценнике. Ссылки на то, что «на кассе пробивается другая цена» или «не успели поменять ценник» не обоснованны.
Для чего размещают указание, что информация не является публичной офертой
- существование вероятности, что потребитель не сможет заключить договор на указанных в рекламе условиях и что такая реклама лишь приглашает к обсуждению условий возможной сделки;
- данные условия рассчитаны на ограниченный круг лиц (например, на постоянных клиентов магазина, на лиц, уже имеющих счет в данном банке и т. д.).
Является ли цена на ценнике публичной офертой
Обратите внимание! Рекламодатели нередко используют оговорку – данная реклама публичной офертой не является, что значит следующее: рекламодатель просто делает попытку избежать негативных правовых последствий в случае подписания договора на условиях, отличных от обозначенных в оферте.
Практика показывает: чтобы избежать негативных последствий, в текст рекламного характера необходимо включить оговорку: «предложение не является публичной офертой». Таким способом организация выражает отсутствие воли считать себя заключившей договор с адресатом, которым будет принято предложение. А значит, отсутствует один из основных признаков оферты как таковой (п. 1 ст. 435 ГК РФ) и публичной оферты в частности (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
На сайте указана оговорка, что предложение не является публичной офертой
Пример из практики: суд отверг довод истца о заключении договора на условиях, предусмотренных публичной офертой, поскольку информация на сайте ответчика содержала оговорку о том, что все условия в данной информации не являются публичной офертой
Какие последствия влечет размещение публичной оферты
Это может повлечь значительные негативные последствия для компании, разместившей рекламу. Ведь зачастую в подобной информации указываются лишь примерные сведения о ценах и ассортименте товаров в расчете на то, что конкретные условия сделки будут обсуждаться более детально. Может оказаться, что именно в данный момент компания не может поставить нужный товар (оказать услуги) в нужном количестве или в нужные сроки. Кроме того, в такой ситуации организация фактически лишается возможности отказаться заключать договор с тем контрагентом, который по каким-либо причинам кажется ей сомнительным.
Есть одна больная тема во многих торговых центрах – несоответствие реальной цены и задекларированной. Иными словами, вы берете товар за 50 рублей, а на кассе вам говорят о том, что произошла утром переоценка, и сотрудники не успели поменять ценники. Теперь этот товар стоит уже 60 рублей. Данная ситуация сплошь и рядом случается на каждом шагу. Иногда подобные разногласия между продавцом и покупателем решаются миром, но бывают и конфликты на этой почве. Часто ситуацию усугубляют и сами кассиры, заявляя, что цены публичной офертой не являются. На самом деле это не так: цены, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, являются задокументированным предложением. Если продавец выставил условие продажи товара – цену, то он просто обязан продать его по этому условию (цене).
Является ли цена публичной офертой?
Например, если в рекламе будет объявление: «дарим второй такой же холодильник любому, кто купит первый», то в этом случае информацию можно классифицировать именно как публичную оферту, а не как объявление информационного характера, даже несмотря на то, что где-нибудь и будет предупреждающая надпись об обратном.
Публичная оферта в розничных магазинах
Разберем другой пример, связанный с ценой. Торговые точки могут написать примерно следующее объявление на уличных плакатах: «Только три дня! Капуста по 6 рублей за килограмм». Такая цена служит предложением посетить магазин и попробовать приобрести овощ по декларируемой цене. Однако на практике магазин привозит всего несколько килограммов товара определенного сорта, и он, как правило, разбирается в течение одного часа. Вся остальная капуста другого сорта лежит по вполне рыночным ценам. И прибывшим покупателем ничего не остается делать, как только приобретать товар по существующей цене, заодно покупая что-нибудь еще и параллельно ругая магазин нехорошими словами за ложные обещания.
Согласно ст.435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Названы самые популярные в России авто с механической коробкой передач
Оферта должна содержать существенные условия договора и связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Рекламный ролик — это сообщение или предложение, адресованное лицам, которое в ряде случаев содержит существенные условия договора. А согласно пункту 1, ст.437 ГК РФ, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Почему в 2023 году дилеры не будут давать скидки на авто 2023 года выпуска
«Предложение носит информационный характер и не является публичной офертой» — фраза, которая сегодня несется из каждого утюга. Продажи машин, квартир и самих утюгов уже и представить себе невозможно без этой быстро проговоренной или мелконаписанной фразы. Слушатели и зрители послушно кивают головой, задавая себе только один вопрос: что это за зверь такой, оферта? Спрашивали? Отвечаем.