Монополия пример в россии

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.
Читайте также:  Образец самостоятельного зачатия школы и отпускать после занятий в сопровождении заявления

Яркий пример чистой монополии в России – местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.

Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

Варианты трактовок

Газовую промышленность также не обошла естественная монополия. Примеры в России – это восемь объединений по добыче газа, а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в РАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет.

Причин появления монополий несколько. Первая и главная – желание определенной компании получить максимально возможную – монополистическую – прибыль за счет того, что у потребителя нет альтернативы. Придется или покупать товар на предлагаемых условиях, или обходиться совсем без него.

Причины возникновения

С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.

📋 Реестр монополий

Реестр представляет собой единую информационную автоматизированную базу, где содержатся данные о компаниях, занятых производством товаров или услуг в условиях монополизации в сфере топлива и энергетики, связи, транспорта, водоснабжения и захоронения ядерных отходов.

При продаже продукции по цене, равной минимальным издержкам производителя, убытки практически неизбежны, а эксплуатация предприятия лишается экономического смысла. Для поддержания нужного уровня предложения государство вынуждено вводить компенсационное дотирование, иными словами, выплачивать субсидии.

Роль естественных монополий в экономике России

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Примеры естественных монополий в России

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Читайте также:  Положение о льготном питании в школе

  • железнодорожные перевозки;
  • транспортировка нефти и газа по трубопроводам;
  • подача электрической и тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • предоставление общедоступных электросвязи и почтовой связи;
  • оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
  • пользование инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольная проводка судов в Северном морском пути;
  • предоставление услуг в транспортных терминалах, аэропортах, морских и речных портах.

Деятельность естественных монополистов регулируется ФЗ № 147-ФЗ от 17.08.1995. Отрасли их функционирования подразумевают полное отсутствие конкуренции. Суть в том, что наличие конкурирующих структур повышает издержки, а вместе с ними и цену на производимую продукцию. Для предприятий повышение издержек означает снижение прибыли. Спрос на продукты естественных монополий всегда стабилен (товары нельзя заменить), следовательно, потребителям придется подстраиваться под любые изменения цены. Это главная причина того, что цены на продукцию подлежат строгому государственному регулированию.

В каких сферах есть монополисты

Естественная монополия — это отраслевое предприятие, работа которого возможна только при отсутствии конкуренции со стороны других компаний. Наличие конкурентов увеличивает операционные издержки. А произведенную продукцию нельзя заменить другими предложениями для потребителя.

Так же, как и в случае с монополией, войти на олигополистический рынок предпринимателю-новичку почти невозможно. Крупные игроки зависят друг от друга, поэтому теоретически влияние компании на цены сильно ограничено. На практике же часто имеет место сговор.

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
22.35%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.74%
Нет, буду сам искать еще.
65.91%
Проголосовало: 264

Виды монополий по характеру влияния

Примерами естественной монополии служат линии метрополитена и маршруты общественного транспорта. Абсурдной кажется даже сама идея обслуживания одних и тех же направлений движения конкурирующими компаниями. Да, в городе могут работать несколько троллейбусных парков, но наверняка они поделят между собой районы.

Читайте также:  Могут Ли Приставы Описывать Имущество В Детской Комнате

Виды монополий по защите от конкурентов

В Германии начало процесса монополизации спровоцировал кризис 1873 года. Население нищало, из-за снижения спроса стремительно падали цены, а производители, стремясь избежать банкротства, искали защиты у государства. И оно дало добро в виде протекций на создание картелей и синдикатов. Формировались первые немецкие монополии не несколькими крупнейшими игроками, а множеством мелких предприятий. Иногда картель насчитывал до 200 участников! Например, Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат всего за 7 лет объединил 95% представителей своей отрасли. Работать сообща было выгодно, а потому в течение нескольких десятилетий монополии в Германии образовались даже в тех сферах, которые в любом другом уголке мира оставались конкурентным игрокам. Яркий пример – картель по производству календарей.

Несколько производителей объединяются таким образом, чтобы они все вместе стали монополистом на определённом рынке. При этом они подписывают соглашение о том, кому полагается какая часть совокупной прибыли. Такой вид носит название картель. Все участники сохраняют право собственности на средства производства.

Если несколько фирм организуются в синдикат, то они отдают произведённые товары для сбыта одной организации. Они сохраняют право собственности на свой бизнес, но сбыт самостоятельно осуществлять не имеют права.

Легальная

Такая разновидность представляет собой краткосрочную монополию. При этом для производителя нет гарантии, что конкуренты не придут на этот рынок. Такая ситуация была, например, у фирм, производящих вычислительные машины в первые годы их существования.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы