Закон Об Обналичивание Денежных Средств 2022

Что грозит за обналичивание денег

Содержание обналичивания сводится к следующему: в результате, как правило, нескольких перечислений (реже – одного) денежные средства, находящиеся на расчетном счете физического или юридического лица, в конечном итоге обращаются в наличную форму. Как следствие, банки и налоговые органы не могут проверить полноту и правильность исчисления налогов, наличие оснований для проведения финансовой операции и т. д. Как правило, это приводит к тому, что государство недополучает налоги. Более конкретно, схема обналичивания практически всегда выражается в том, что лицо, которое хочет в обход законной процедуры конвертировать свои финансы в наличную форму, обращается к фирмам-однодневкам. Эти фирмы-однодневки формально, на бумаге, оказывают лицу какие-то услуги, выполняют работы или поставляют товар на основании соответствующих сделок, хотя в реальности встречные обязательства по этим сделкам не исполняются. Обычно характер сделок предполагает, что реальность их исполнения проверить невозможно. Например, это поставка кормов, которые съедят животные, в связи с чем остатки кормов проверить невозможно, или агентские услуги, в совершении которых не было никакой необходимости. Тем не менее, эти сделки указываются в качестве основания для перечисления лицом на расчетные счета фирм-однодневок денежных средств. Затем фирмы-однодневки негласно передают перечисленные суммы в наличной форме за вычетом своего процента.

Лица, которые занимаются обналичиванием денежных средств, как правило, несут уголовную ответственность одновременно по двум статьям УК РФ: 187 «Неправомерный оборот средств платежей» и 172 «Незаконная банковская деятельность». В юриспруденции это называется идеальной совокупностью преступлений.

Особое внимание следует обратить на так называемых профессиональных «обнальщиков», то есть лиц, которые систематически оказывают услуги по обналичиванию денежных средств. В их распоряжении находится целая группа фирм-однодневок, и они за вознаграждение проводят фиктивные операции для последующей выдачи наличных денежных средств «клиентам».

бухгалтеры. Представители данной категории практически всегда проходят по уголовному делу в качестве обвиняемых, так как имеют доступ к клиент-банку предприятий и знают о состоянии фирм-однодневок. Кроме того, именно бухгалтеры готовят налоговую отчетность;

Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 172 УК РФ, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Контроль ЦБ за переводами с карты на карту в 2022 году: как на самом деле

Обычных людей этот контроль не коснулся. Даже если вы получаете деньги за подработку и не оформили эту деятельность — нужна серьезная активность и большой объем переводов, чтобы операции вызвали подозрения. А еще сами подработки и получение за них денег на карту по закону не запрещены. Вы вправе отчитаться за эти поступления в следующем году.

О специальном всеобщем контроле — с отчетами о каждом платеже независимо от суммы, частоты и назначения — речи не идет. Обычные клиенты банков вообще ничего не заметят. Контроль и так есть, он проходит в рамках давно действующего закона, зачастую вообще без участия владельца счета.

Банк России не планирует вводить новую отчетность для кредитных организаций для контроля за операциями физических лиц. В настоящее время мы проводим консультации с отдельными кредитными организациями, оказывая методологическую помощь по работе с методическими рекомендациями Банка России от 06.09.2022 № 16-МР. Они касаются противодействия платежам, которые проводятся нелегальным бизнесом в адрес нелегальных онлайн-казино и финпирамид.

  1. Необычно большое количество контрагентов — больше 10 в день или 50 в месяц.
  2. Более 30 операций по зачислению или списанию в день.
  3. Большие объемы списаний и зачислений — более 100 000 Р в день или 1 000 000 Р в месяц.
  4. Промежуток между зачислением и списанием денег — менее минуты.
  5. В течение 12 часов и более на протяжении одних суток проводятся операции по зачислению и списанию денег.
  6. В течение недели остаток по счету на конец дня — не более 10% от среднедневного объема.
  7. Нет обычных платежей юрлицам или ИП за коммунальные услуги, связь, товары или работы.
  8. У разных клиентов-физлиц совпадает информация об устройстве для интернет-банка.

27 декабря РБК со ссылкой на источники на платежном рынке предупредил о каком-то новом отчете банков с данными о переводах с карты на карту. Вроде бы ЦБ будет запрашивать у банков информацию обо всех транзакциях от физлица физлицу. Все это похоже на тотальный контроль за переводами: с передачей персональных данных, проверкой назначения платежа и суммы по каждому зачислению. Получается, что Банк России установит слежку за всеми переводами, а потом, возможно, и налоговая доберется до каждого, кто подрабатывает без оформления бизнеса.

Если были списаны периодические выплаты, то у должника также есть право обратиться к кредитору с заявлением о возврате денежных средств, удержанных с «неприкасаемых» доходов. Это следует сделать в течение 14 дней с момента, когда произошло списание. Согласно новым правилам, у кредитора будет 3 дня, чтобы вернуть денежные средства должника.

Во-первых, как уже было написано не раз, с 1 февраля 2022 года вступает в силу Федеральный закон №234 от 29 июня 2022 года. Этот закон вносит изменения в ст. 446 ГПК РФ, а именно гарантирует должнику сохранения федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения (либо регионального, если эта сумма выше). Недавно Минюст выпустил подробные разъяснения этого закона. Основная суть в том, что каждый месяц должнику должны оставлять сумму равную прожиточному минимуму, чуть более 13 тысяч рублей. Для этого необходимо обратиться к приставу с заявлением о защите прожиточного минимума. Если исполнительный документ подан напрямую в банк, то такое заявление подается туда. Такая мера не касается должников по алиментам и других специальных долгов (компенсация вреда здоровью и т.п.).

К сожалению в практике бывает так, что деньги все равно списываются, поскольку пристав или банк не знают их назначение и раз они есть на счету, то автоматически списывают сумму. Поэтому многих интересует вопрос — как вернуть списанные за долги деньги. Сейчас работает следующий порядок.

Должнику, у которого списали социальные выплаты в период с 1 января 2022 года по 30 апреля 2022 года, следует подать заявление о возврате списанных денежных средств. Такое заявление подается кредитору, например, в банк или МФО. Кредитор будет обязан в течение 7 дней рассмотреть заявление и вернуть денежные средства.

Порядок будет таким. Кредитор, а также судебный исполнитель не смогут списать данные выплаты без согласия самого должника. При этом, должнику следует обратиться к приставу или в банк со справкой из ПФР или органа социальной защиты (в зависимости кто начисляет выплаты, где будет содержаться назначение выплаты и счет, на который она зачисляется. В этом случае должник защитит эти деньги от списания. Это относится и к другим выплатам, предусмотренные ст. 101 ФЗ об исполнительном производстве.

в отношении пользователей площадки (выгодоприобретателей) – добровольное уточнение налоговых обязательств; привлечение к налоговой ответственности; при наличии состава преступления – передача информации (собранной доказательной базы) в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.68%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.11%
Нет, буду сам искать еще.
69.21%
Проголосовало: 315

Итак, этот регламент будет предназначен к использованию при проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности организованных групп лиц, предоставляющих услуги по незаконной налоговой оптимизации (Площадок) и их взаимодействие с налогоплательщиками, осуществляющими реальную финансовую хозяйственную деятельность.

Читайте также:  Сколько стоит благодарность министерства транспорт денежное вознаграждение

в отношении Конечных покупателей – внедрение специальных налоговых оговорок в договорные взаимоотношения с поставщиками в целях последующего оперативного устранения выявляемых налоговых разрывов в рамках участия в системе информирования о налоговых рисках».

Кто такие участники площадки? Это хозяйствующие субъекты, которые как раз обеспечивают функционирование всего этого дела. А технические организации – это транзитные организации, работающие на этой площадке, которые как раз и обеспечивают декларирование фиктивных документов в налоговых декларациях по НДС. И дальше между ними распределяются соответствующий функционал. И об этом написано в Письме ФНС от 29.10.2022 № ЕД -5-2/3/5755ДСП@. Но это письмо для служебного пользования, вы его не найдете.

в отношении участников площадки – прекращение незаконной деятельности хозяйствующего субъекта, получение доказательств недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, исключение из ЕГРЮЛ, лишение права заниматься определенными видами деятельности, направление информации о выявленных нарушениях в правоохранительные органы.

По каким статьям заведут уголовку за обналичку

По ч. 1 ст. 187 УК РФ, судами назначается наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года, при наличии квалифицирующих признаков (совершение деяния организованной группой) деяние квалифицируется по ч. 2 названной статьи, а наказание назначается в виде лишения свободы на срок от 1 года до 2 лет.

Очень распространены приговоры (чуть менее 100 по каждой) по статьям 172 (незаконная банковская деятельность), 173.1 (образование юридического лица через подставных лиц) и 187 (неправомерный оборот средств платежей) УК РФ. По ним к ответственности привлекали лиц, занимавшихся обналичкой в личных целях, а также в интересах иных лиц на возмездной основе. За преступления по ч. 1 ст. 172 УК РФ, судами назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 1 года до 2 лет, при наличии квалифицирующих признаков (совершение деяния организованной группой, извлечение дохода в особо крупном размере) деяние квалифицируется по ч. 2 статьи с наказанием в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

По ч. 3 ст. 327 УК РФ к ответственности привлекаются лица, использующие подложные паспорта граждан России для государственной регистрации юридических лиц, используемых в транзитных операциях при «обнале». За совершение такого рода деяния судами назначается наказание в виде обязательных работ сроком до 300 часов.

По ст. 199.2 УК РФ к ответственности привлекаются лица, прибегающие к услугам «обнальщиков» для уклонения от уплаты налогов путем вывода из общества денежных средств, на которые может быть обращено взыскание для погашения имеющей задолженности по уплате налогов. Лицам, совершим преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199.2 Уголовного кодекса РФ, судами назначается наказание в виде штрафа от 100 000 руб. до 200 000 руб., при наличии квалифицирующих признаков (совершение преступного деяния в особо крупном размере) деяние квалифицируется по ч. 2 названной статьи, а наказание назначается в виде штрафа до 700 000 руб.

Незначительное количество приговоров (около 10 по каждой из статей) вынесено судами по статьям 173.2 (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица), 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов), 210 (организация преступного сообщества) и ч. 3 ст. 327 (подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков) УК РФ.

2) решением Совета директоров Банка России могут быть установлены требования к деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), отличные от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России;

а) установление права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений, без переоформления таких лицензий или иных разрешений, без продления срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения;

19) особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе:

13) перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы;

«20.1. К деятельности юридических лиц — участников свободной экономической зоны, а также их филиалов, осуществляемой за пределами свободной экономической зоны и не связанной с реализацией инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне не применяется.»;

Закон Об Обналичивание Денежных Средств 2022

В целом различные модификации «теневой инкассации» стали наиболее популярными схемами продажи наличных в 2022 году, отмечается в документе службы. В бюллетене говорится, что чаще всего в них замешаны реально действующие предприятия с большим оборотом «живых» денег: крупные федеральные и региональные торговые сети, автосалоны, оптово-розничные рынки. Денежные средства от заказчиков наличных перечисляются на счета компаний или связанных с ними лиц через большое число посредников, обладающих признаками фиктивности, подчеркивается в документе.

В 2022 году у схемы обналичивания денег через продажу розничными компаниями неинкассированной выручки появилась новая модификация, направленная на уход от процедур контроля банков. Она предполагает начисление фиктивными фирмами налоговых или таможенных платежей за реальные компании в обмен на наличные деньги. Об этом говорится в информационном бюллетене Росфинмониторинга, с которым ознакомились «Известия».

Схема перечисления фиктивными компаниями налоговых и таможенных платежей вместо организаций торговли и общественного питания в качестве компенсации за переданные наличные выявлена Росфинмониторингом совместно с членами «Совета комплаенс» в 2022-м, подтвердили «Известиям» в службе. Ее представитель, однако, не уточнил, сколько таких инцидентов было зафиксировано в прошлом году.

Появившаяся модификация — одна из возможных обходных схем обналичивания денежных средств, заявили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе подчеркнули, что объемы незаконного обналичивания снижаются на протяжении последних лет. По предварительным данным Банка России, они уменьшились с 110 млрд рублей в 2022 году до 78 млрд рублей в 2022-м. В ФНС и ФТС оперативно не ответили на запросы «Известий» о новой вариации схемы «теневой инкассации».

Новые модификации теневых схем обналичивания, выявленные Росфинмониторингом, и методические рекомендации ЦБ по борьбе с ними регулярно доводятся надзорными органами до кредитных организаций, отметил руководитель службы финмониторинга УБРиР Алексей Мартьянов. На их основании разрабатываются сценарии для автоматизированных систем отслеживания преступных схем, добавил директор по финмониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов.

  • за 3 года сумма налогов начислена в размере от 5 миллионов рублей, а нарушитель не заплатил 25% и больше от этой суммы (крупный размер);
  • за 3 года начислено налогов на 15 миллионов рублей, а доля неуплаченных налогов — больше 50% (особо крупный размер).

Вышеприведенный случай привлечет внимание налоговиков, если компания будет регулярно закупать канцтовары на круглые суммы, пусть даже у разных ИП. Ведь сопоставить объем якобы расходуемой бумаги с закупаемой несложно. Особенно, если счет идет на значительные суммы в сравнении с оборотами бизнеса.

Так, специалисты нашей компании, приняв во внимание цели компании, оценив масштабы и риски для бизнеса, предлагают несколько концепций. Какой из них следовать, решает клиент. Он может быть уверен, что любой наш вариант соответствует действующему законодательству.

  • на должностные лица (руководителя ООО, главного бухгалтера, если обязанность по ведению учета возложена на него) накладываются штрафы от 5000 до 10 000 рублей;
  • при повторном нарушении штрафы удваиваются, либо возможна дисквалификация на 1-2 года.

Обналичка — это проведение фиктивной сделки для получения «дешёвых» наличных денег и/или уменьшения налогооблагаемой базы, получения налоговой выгоды или иной корыстной цели. Реальных хозяйственных нужд и/или экономических (деловых) интересов у организации при проведении этой сделки нет.

КАК НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ДОКАЗЫВАЕТ ОБНАЛИЧКУ

Фирмы-однодневки, дабы прикрыть незаконный характер поступивших денежных средств, заключают фиктивные сделки с основной организацией: договоры подряда, займа, поручения, купли-продажи, поставки, оказания услуг, лизинга, агентские договоры и т.д. В большинстве случаев затем контрагенты не могут подтвердить данные о наименовании, ассортименте, количестве и (или) цене товара/услуги.

В Письме Минфина РФ от 02.06.2022 N ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений» разъяснено, кто выступает субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов»). Также в указанном Письме перечислены обстоятельства, свидетельствующие о сокрытии денежных средств или имущества. Таковыми могут быть:

В отношении подозрительных хозяйствующих субъектов налоговая служба может провести проверку, в том числе выездную. По итогам указанной проверки налоговые органы обязаны составить соответствующие акты о наличии либо отсутствии нарушений. Лицо, в отношении которого проводилась подобная проверка, вправе давать необходимые пояснения по выявленным фактам. В ходе проверок пояснения также отбираются у иных сотрудников, причастных к процессам укрытия от налогов.

Согласно 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В последние годы правонарушения, связанные с обналичиванием денежных средств, приобрели крупный масштаб. Мошенники с каждым днем изобретают все новые и новые способы сокрытия доходов и, соответственно, ухода от уплаты налогов. Разберемся в вопросе подробнее.

Изменения законодательства поставили под жесткий контроль все операции граждан

Как рассказала директор юридического департамента Московского Кредитного Банка Ирина Гудкова, под более пристальный контроль попадают операции снятия или зачисления свыше 600 тыс. рублей на счет юрлица в наличной форме. В частности, повышенное внимание к ним будет, даже если операции являются обычной хозяйственной деятельностью.

Не менее важно правило о контроле за переводами средств на мобильные телефоны — оно закроет одну из схем обналичивания, подчеркнул Станислав Ляпцев. «Работало это так: компании переводили средства на балансы мобильных операторов сотрудников. Дальше деньги переводились на карты и снимались», — пояснил он.

Схема могла также быть популярна для обналичивания средств, полученных нелегально, так как их на практике можно направлять на счет с анонимного электронного кошелька, созданного по упрощенной схеме авторизации с привязкой к мобильному номеру, который может быть сделан на подставное лицо, добавил управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Однако, уточнил он, при новых ограничениях в целом контроль можно по-прежнему обойти, если дробить переводы на 99 тыс. рублей, учитывая, что объем таких операций крайне высок, отслеживать будет по-прежнему сложно.

Ряд поправок к антиотмывочному законодательству, принятых в июле 2022 года, вступили в силу 10 января. Они ужесточают контроль за оборотом наличных денег и безналичных расчетов. По словам партнера по налоговому консультированию компании «КСК ГРУПП» Станислава Ляпцева, эти изменения — продолжение автоматизации контроля за неуплатой налогов и обналичиванием денежных средств. Дополнительный контроль Росфинмониторинга усложнит оставшиеся схемы обналичивания, уверен он.

С этой недели станет невозможным целый ряд схем по обналичиванию, пишет «Коммерсант», уточняя, что вступившие в силу изменения законодательства ставят под жесткий контроль уже все операции граждан и большинства участников финрынка, а не только банков. Кроме того, поправки закрывают популярную схему вывода средств через счета мобильных телефонов.

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

13.6. До рассмотрения по существу заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, межведомственная комиссия обязана предварительно запросить соответствующую финансовую организацию, а финансовая организация обязана представить в сроки, установленные межведомственной комиссией в запросе, мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем в соответствии с пунктом 13.4 настоящей статьи. При этом устанавливаемый межведомственной комиссией срок исполнения финансовой организацией требования о представлении обозначенных мотивированных обоснований не может быть менее трех рабочих дней.

Закон Об Обналичивание Денежных Средств 2022

Схема перечисления фиктивными компаниями налоговых и таможенных платежей вместо организаций торговли и общественного питания в качестве компенсации за переданные наличные выявлена Росфинмониторингом совместно с членами «Совета комплаенс» в 2022-м, подтвердили «Известиям» в службе. Ее представитель, однако, не уточнил, сколько таких инцидентов было зафиксировано в прошлом году.

Суть таких схем в том, что наличные средства добросовестных покупателей не вносятся в кассу организации: вместо этого оплату, равную стоимости покупки, осуществляет по фиктивным основаниям «заказчик кеша», добавил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Анатолий Логинов.

Новые модификации теневых схем обналичивания, выявленные Росфинмониторингом, и методические рекомендации ЦБ по борьбе с ними регулярно доводятся надзорными органами до кредитных организаций, отметил руководитель службы финмониторинга УБРиР Алексей Мартьянов. На их основании разрабатываются сценарии для автоматизированных систем отслеживания преступных схем, добавил директор по финмониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов.

Уплата налогов за третье лицо в обмен на наличную выручку — новая схема и пока не самая распространенная. Ранее наиболее часто встречались случаи фактического обналичивания денег через розничные компании, когда средства перечисляли формально за товар, получая в ответ документы и наличные деньги, рассказал «Известиям» партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. По его словам, такие схемы часто встречались на крупных фруктовых рынках: компании якобы закупали продукцию (например, на банкеты), фактически получая не товары, а наличные денежные средства в большом объеме.

С точки зрения законодательства статьи, непосредственно посвященной обналичиванию денег, в Уголовном кодексе нет, сообщила член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Антонина Левашенко. Она разъяснила, что по своей сути эта теневая операция охватывается другими составами УК РФ, например ст. 172 «Незаконная банковская деятельность» и ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей».

Амнистия капиталов предполагает освобождение от ответственности за некоторые деяния. Речь идет об уклонении от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в крупном либо особо крупном размере, а также уклонении от уплаты налогов и сборов, отмечает «Интерфакс». Кроме того, предусмотрено освобождение от ответственности за непредоставление сведений, необходимых для налогового контроля, за нарушения российского валютного законодательства и все налоговые правонарушения.

Согласно документу, человек в этот период может представить в налоговую службу декларацию с данными об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого он является. Теперь физлица смогут легализовать наличные и различные финансовые инструменты, среди которых, в частности, фьючерсные договоры, отмечал «Коммерсантъ». Однако крипто- и цифровых валют это не коснется. Для амнистии, как и ранее, нужно перевести деньги и активы в Россию, а в случае с наличными — внести их на российский счет. Транспортные средства, если для них потребуется амнистия, придется перерегистрировать в России, хотя раньше их просто нужно было задекларировать, уточнила газета.

В частности, речь идет о ситуации, если иностранный банк заблокирует перевод — тогда формально гарантии не будут распространяться на переводы, которые прошли через другие банки, пояснил «Коммерсанту» партнер по международному налогообложению компании «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Самым востребованным вариантом может стать амнистия наличных, так как их можно легализовать без объяснения источников происхождения, если внести на российский счет не позднее 30 дней после декларирования, считает советник налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Екатерина Ролетр.

Гарантии будут распространяться на валютные операции с деньгами на счетах, совершенные до 1 января 2022 года. В случае с наличными гарантии коснутся и операций, совершенных как до декларирования, так и в течение 30 дней после. Ранее для амнистии требовался перевод в Россию всех денег на задекларированных счетах, но теперь речь идет о переводе всех денег или активов со счетов в иностранных банках. И эксперты опасаются, что с этим могут возникнуть проблемы из-за санкций, хотя и считают, что программа будет востребована.

С одной из кампаний связано уголовное дело экс-главы компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Основным доказательством в его деле стала декларация, которую предприниматель добровольно подал в Федеральную налоговую службу летом 2022 года, присоединившись к кампании по амнистии капитала. Через год декларацию изъяла ФСБ, несмотря на то что закон признает размещенные в ней сведения налоговой тайной. В разговоре с «Ведомостями» юристы предупреждали, что это дело может создать опасный прецедент и испугать бизнес. С марта 2022 года бизнесмен содержится под домашним арестом, 15 февраля суд признал Израйлита банкротом и ввел по отношению к нему процедуру продажи имущества.

Выявление налоговых схем с участием ИП давно уже поставлено на поток, налоговики прекрасно знают все способы и возможности. Сотрудники ФНС всегда проверяют договора и крупные сделки с ИП. Контроллеры смотрят, насколько реальны документы, соответствуют ли цены рыночным.

Деньги уходят на расчетный счет ИП в счет оплаты за выполнение услуг. При этом сам индивидуальный предприниматель использует патент или применяет УСН с объектом «доходы». Далее денежные средства обналичиваются стандартными методами, но потом передаются заказчику (с учетом комиссии исполнителя).

Нельзя забывать про «заградительные комиссии» банков. Когда индивидуальный предприниматель снимает из кассы либо через карту суммы свыше 500–700 тыс. руб. в месяц, комиссия банка резко увеличивается и достигает 10–15%. Такая схема обнала становится совсем не выгодной.

Как ловят обнальщиков в этом случае? Здесь достаточно просто. С 2022 года всех сотовых операторов заставили соблюдать Закон №115‑ФЗ. Теперь они должны контролировать транзакции на сумму больше 100 тыс. руб., включать их в перечень подозрительных, а информацию передавать в налоговые структуры.

Теперь контролю подлежат все операции дороже 3 млн руб. при сделках с недвижимостью, а не только сделки, результатом которых становится переход права собственности на недвижимое имущество (как правило, договоры купли-продажи). «Но на самом деле, нельзя сказать, что регулирование в этой сфере кардинально изменилось», – отмечает эксперт. Ведь риелторы и раньше отчитывались по сделкам с недвижимостью свыше 3 млн руб.

Благодаря этой норме некоторые юрлица (например, те, что занимаются розничной торговлей), могли пополнять банковский счет крупными суммами наличных или снимать их и не попадать под контроль 115-го ФЗ. Операции подобных компаний дороже 600 000 руб. проверялись только в случаях, когда они не были обусловлены характером их деятельности. Банки выявляли такие операции и передавали информацию о них в Росфинмониторинг – орган, который и проверяет соблюдение «антиотмывочного» закона.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. По мнению Натальи Ушаковой, это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

Некоторые эксперты также говорят о возникшей у покупателей обязанности подтверждать происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости дороже 3 млн руб. «Но и в этой части регулирование не поменялось, право финансовых организаций запрашивать подтверждение происхождения средств при крупных операциях было и до вступления в силу поправок», – рассказывает Кривошейкина.

Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб. Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется. Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы