Льготы от государства родители детей с ОВЗ получают, оформив их инвалидность. В большей степени этот статус дает дополнительные преимущества. Государство пытается помочь таким детям учиться наравне со всеми. Некоторым из них разрешено обучение в общеобразовательных школах, но на особых условиях.
Что такое ОВЗ и что оно дает?
Иногда тяжело признавать особенность своего ребенка, особенно в случае психологических отклонений, когда внешне он ничем не отличается от сверстников. Оформление статуса в настоящее время дает множество преимуществ:
Государство стремится привести уровень жизни…
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается, как «ограниченные возможности здоровья». Этот статус получают люди с физическими или психическими заболеваниями, отличающими их от обычного человека и мешающие нормальной жизни в социуме.
- Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
- зрения (слабовидящие, слепые);
- речевыми дисфункциями (разные степени);
- интеллекта;
- задержкой психического развития (ЗПР);
- опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сферы.
Виды ОВЗ
Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).
Сенсорное развитие
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
- Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.
Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.
Методическое подспорье для педагогов
- «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования» ;
- «ФГОС НОО: коррекционно-пед агогическое сопровождение детей с ОВЗ» ;
- «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями» ;
- «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-пед агогической помощи детям с ОВЗ» .
Теоретически справка, выданная данной комиссией, может освобождать ребенка от школьных экзаменов, а также от уроков физкультуры.В состав данной комиссии должен входить и ваш лечащий врач, поэтому помимо невролога вам все-таки стоит возобновить посещение врача-терапевта, дабы тот смог подтвердить наличие бронхиальной астмы. Помните, что именно лечащий врач оформляет запрос на получение КЭК, поэтому в первую очередь вам следует обратиться за консультацией и дальнейшими инструкциями к неврологу, который поставил вам вышеупомянутый диагноз.
С каждым годом «образовательные» министры повышают планку знаний для подрастающего поколения, надеясь вырастить достойную себе смену. Наряду с этим гуманные управленцы государства объединили детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с учащимися, которые таковых не имеют, не адаптировав образовательную программу для подобного новшества. Спасти ребенка от непосильных нагрузок может справка ОВЗ, но как получить сей документ и не станет ли процесс его оформления очередным потрясением для психики несформировавшегося организма?
Справка о справке
Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, уже знакомы с понятием ОВЗ и с его расшифровкой – ограниченные возможности здоровья. Однако данный статус включает в себя довольно обширный список заболеваний, по одному или нескольким из которых может быть выдана справка ребенку. Поэтому проще перечислить типы классификаций нарушений основных функций организма:
С одной стороны – дети с ОВЗ получили прекрасную возможность находиться в школе, с другой – несовершенство системы пока не даёт полноценного результата. Главная трудность – в неготовности системы образования к такому обучению. Если в крупных городах ситуация более-менее контролируется, то в российской глубинке создание классов с детьми с разными возможностями и потребностями ведёт к проблемам в получении знаний. Педагоги теряются в таком пёстром детском коллективе, и, не имея достаточно навыков и знаний, упускают многие возможности. Плюс нехватка необходимого оборудования и условий, специальных помощников – тьюторов. Так что безбарьерная среда в школах сейчас далека от идеала.
Что изменилось в образовании для детей с ОВЗ
Наряду с обычными формами обучения дистанционное образование все больше набирает популярность. Плюс в том, что методики совершенствуются с помощью разных научно-исследовательских объединений, программы могут легко адаптироваться к особенностям ребёнка, ест возможность углублённого изучения предметов.
Трудности безбарьерного образования
Ещё совсем недавно, буквально до 2023 года дети с ограниченными возможностями здоровья были за боротом общей системы образования. Это мешало им адаптироваться в обществе и приводило к серьёзным проблемам в будущей взрослой жизни. Появление стандарта инклюзивного обучения дало возможность таким детям стать частью обычного детского коллектива. И при этом все особенности состояния ребёнка должны учитываться в учебном заведении с помощью использования особого оборудования и особых обучающих программ.
В 1990-х годах Прочухаева стояла у истоков инклюзивного дошкольного образования в Москве. По ее словам, на эту идею ее натолкнула случайность: сотрудники одного из реабилитационных центров просто увидели, как их обычные дети взаимодействуют с детьми с особенностями развития, которые приходят на занятия. Выяснилось, что это идет на пользу и тем и другим. Тогда город выделил помещение группе энтузиастов, набрали 60 человек — 50 обычных детей и 10 с синдромом Дауна. Постепенно эксперимент рос, в группах из 20 человек работало трое взрослых (два воспитателя и няня), в штат набрали неврологов, нейропсихологов, психиатров, логопедов-дефектологов. С детьми занимались музыкальной терапией, керамикой, устраивали совместные выезды. Очень скоро дети с синдромом Дауна, которые теперь систематически занимались со специалистами и общались со сверстниками, стали быстро меняться: у них появились навыки самообслуживания, улучшилась речь и мышление.
Из-за чего разница между тем, что на бумаге, и реальностью?
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225
Как попасть в детский сад для всех?
Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), «Если быть точным» (tochno.st), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.
В первую очередь требования направлены на сохранение здоровья учеников и воспитанников: исключаются перегрузки при обучении – для этого перемены станут длиннее, а количество уроков не будет превышать установленных нормативов, проводится профилактика заболеваний ЖКТ через организацию горячего питания.
- у учеников первых классов уроки должны длиться не более 4 часов в день, но разрешено проводить раз в неделю 5 уроков, включая физкультуру. При этом нагрузка для первоклассников будет увеличиваться постепенно: с 3 уроков по 35 минут в день с сентября до 4 уроков по 45 минут – с января;
- ученикам 2-4 классов разрешается проводить до 5 уроков ежедневно, но раз в неделю разрешено 6 уроков с физкультурой;
- для учеников 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для учеников 7 классов и старше – до 7 уроков.
Количество и время уроков
Постановление регламентирует предельное расстояние от школ до жилых зданий. Оно должно составлять не более 500 м, для стесненной городской застройки – 800 м, для сел – не более 1 км. Если же указанный норматив не соблюдается, то школа обязана организовать транспорт для перемещения учеников. Школьный автобус может доставлять учеников максимально на 30 км.
Законодательством на сегодняшний день не определено, что именно является основанием для продления дошкольного образования. Из логики ч. 2 статьи 64 Закона об образовании вытекает, что ребенок к возрасту поступления в школу должен достичь уровень развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных школьных программ. Если уровень развития ребенка ниже, следовательно, дошкольное образование может и должно быть продолжено.
Категория:
При отказе врачей в написании рекомендаций о продлении дошкольного обучения попробуйте пройти ПМПК – возможно, определив уровень развития ребенка как недостаточный для освоения начальной школы, это поможет разрешить ситуацию в Вашу пользу. Помните, что в случае несогласия с выводами заключение ПМПК всегда можно обжаловать в центральную комиссию и в судебном порядке.
Комментарии
Как вариант в качестве критерия развития ребенка можно использовать целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155), которые представляют собой примерные социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Изъян, по мнению Журавской, кроется в самой процедуре: «Заключение ПМПК — это просто бумажка, которая говорит, что да, ребенку нужны такие-то условия. Но за ней не стоят деньги на тьютора и на других специалистов, на оборудование ресурсной комнаты (специального помещения, где ребенок с особенностями развития может побыть один и отдохнуть. — Прим. ТД). Если директор или заведующая, к которым приходит родитель, понимает ситуацию, они идут в благотворительный фонд, чтобы им помогли оплачивать часть ставки».
Как дошкольники взаимодействуют друг с другом?
Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.
Как попасть в детский сад для всех?
Но даже в тех случаях, когда ребенку не нужны дополнительные специалисты, сотрудники большинства государственных детских садов не могут обеспечить его должной поддержкой. Мошкова приводит в пример девочку, которая ходила в детский центр: у нее расщелина неба (так называемая заячья губа) — дефект, который корректируется хирургически и никаких осложнений не несет. «В государственном детском саду девочку просто затравили. Она какое-то время посидела дома, а потом мама привела ее к нам. Девочке было оказано должное внимание, она успешно занималась у нас в центре (затем перестала по семейным обстоятельствам), но она могла бы вполне успешно ходить в обычный детский сад, если бы сотрудники были более внимательны к ребенку».