Отличия государственных корпораций от муниципальных унитарных предприятий

  • общественных, благотворительных и иных фондов;
  • государственных учреждений (в том числе государственных академий наук), муниципальных и частных (в том числе общественных) учреждений;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

Унитарные юридические лица

С 2014 года в гражданском законодательстве Российской Федерации произошло разделение коммерческих и некоммерческих предприятий на корпоративные и унитарные. В этой статье мы расскажем, что относится к унитарным юридическим лицам. Чем отличаются от них корпорации? Об этом далее.

Отличие корпоративных юридических лиц от унитарных

А в том случае, если Гражданским кодексом, другим законом или уставом организации предусмотрено создание коллегиального органа (правления, дирекции и пр.), то он формируется как подотчетный для высшего органа корпорации. Корпоративные юридические лица нередко формируют еще и совет, который контролирует деятельность всех этих органов.

  • потребительский кооператив сохранил свою форму. К нему были добавлены различные виды аналогичных структур – гаражный, жилищный, строительный, садоводческий или кредитный кооператив. Также к нему приравнивается фонд проката и взаимного страхования;
  • общественная организация также оставлена в списке НКО. Наравне с ней стали существовать такие разновидности, как политическая партия, общественное движение, профсоюзы, существующие в форме юрлица;
  • изменения не коснулись союзов. К ним были добавлены СРО, адвокатские объединения и нотариаты;
  • новшеством стало введение товарищества собственников жилья, казачьих объединений, сообществ малых народностей.

Подразделение видов юридических лиц на унитарные и корпоративные относится к правовой новелле. Главной целью при изменении положений ГК РФ ставится структурирование многообразия форм предприятий на территории страны. Оно выражается в подразделении их:

Законодательная обоснованность

Законодательство вводит деление корпоративной компании на коммерческие и некоммерческие структуры. Этот параметр соотносится с задачей ведения деятельности (получение прибыли) и деления дохода между участниками. В таблице представлены изменения в разновидностях коммерческих организаций:

  • цель деятельности — обеспечение функционирования системы страхования вкладов, в связи с чем корпорация, например, собирает страховые взносы и контролирует их поступление в фонд обязательного страхования вкладов;
  • осуществляет функции по обязательному страхованию вкладов без лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • имущественный взнос РФ в имущество Агентства осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 3-х миллиардов рублей, из которых 2 миллиарда направляется в фонд обязательного страхования вкладов и 1 миллиард
  • для формирования источников расходов Агентства.
  • имущество формируется за счет: а) имущества, закрепленного собственником, б) доходов от деятельности, в) иных не запрещенных источников;
  • от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, собственник имущества вправе получать часть прибыли;

Финансово-правовые основы деятельности государственных и муниципальных учреждений

  • осуществляет полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • выполняет работы, оказывает услуги;
  • виды деятельности, не являющиеся основными, разрешены для достижения целей создания учреждения;
  • операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования.

Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

Читайте также:  Может Ли Управляющая Компания Арестовать Счета

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

На основании чего действует

Добрый день! Применение эффективных контрактов обязательно для работодателей, которые являются государственными или муниципальными учреждениями. Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Т.о. да, Вам нужно переходить на эффективный контракт.

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц способствовало закреплению непосредственно в ГК РФ общих норм, касающихся статуса, а именно – прав и обязанностей как самих корпораций, так и их участников (членов, акционеров). Это, в свою очередь, позволило расширить круг прав и возможностей защиты интересов не только участников хозяйственных обществ, но и членов любой корпорации (путем предоставления им прав, например, на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. (ст. 65.2 ГК РФ)). Перечень прав членов корпорации не является исчерпывающим а, следовательно, участники корпорации могут иметь и иные права, предусмотренные законом или перечисленные в уставе корпорации.

Корпорации

Говоря о структуре органов корпоративного управления, нельзя не упомянуть еще один коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет, действующий наряду со всеми вышеперечисленными органами и образуемый в некоторых случаях, указанных в законе или уставе корпорации. В акционерных обществах, например, наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ), контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества.

Органы управления корпорацией

Так называемое «восстановление корпоративного контроля», то есть восстановление утраченных помимо воли участников прав участия в корпорации — это появившаяся в арбитражной судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников, которая также получила законодательное закрепление благодаря реформе 2014 г. Данная форма защиты дополнительно обеспечивает соблюдение прав лиц, пострадавших от различных неправомерных действий и злоупотреблений, как то: необоснованное «списание» акций, проведение «корпоративных захватов» и другое.

  • потребительский кооператив сохранил свою форму. К нему были добавлены различные виды аналогичных структур – гаражный, жилищный, строительный, садоводческий или кредитный кооператив. Также к нему приравнивается фонд проката и взаимного страхования;
  • общественная организация также оставлена в списке НКО. Наравне с ней стали существовать такие разновидности, как политическая партия, общественное движение, профсоюзы, существующие в форме юрлица;
  • изменения не коснулись союзов. К ним были добавлены СРО, адвокатские объединения и нотариаты;
  • новшеством стало введение товарищества собственников жилья, казачьих объединений, сообществ малых народностей.

Логическим продолжением концептуального плана явилось появление ст.65.1 ГК РФ. Она подразделила все организации на корпоративные и унитарные юридические лица. Новшества привели к появлению единственного определения, какие организации признаются корпорацией, а какие считаются унитарными предприятиями.

Законодательная обоснованность

Законодательство вводит деление корпоративной компании на коммерческие и некоммерческие структуры. Этот параметр соотносится с задачей ведения деятельности (получение прибыли) и деления дохода между участниками. В таблице представлены изменения в разновидностях коммерческих организаций:

Читайте также:  Можно Что Пристовы Не Забрали Автомобиль

Особенности правового положения федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»:

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
21.71%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
11.03%
Нет, буду сам искать еще.
67.26%
Проголосовало: 281
  • поделены функции и полномочия: а) учредителя — между Правительством РФ и Министерством культуры РФ, б) собственника — между Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
  • осуществляет культурно-просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность;
  • вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги (выполнять работы), например, создавать и реализовывать мультимедийную продукцию в соответствии со сферой своей деятельности;
  • среди источников финансирования — доходы, полученные от деятельности организованных

Финансово-правовые основы деятельности государственных компаний

  • может иметь статус распорядителя/получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета;
  • может являться государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления;

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Добрый день! Да, может, путем приватизации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия.

Автономное учреждение

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Войти

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Читайте также:  Я Чернобылец Дали Вторую Группу Инвалидности Хочу Узнать Какая Доплата Будет К Пенсии

12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы