Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2023 № А55-24924/2023. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2023 год
За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2023 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.
Таким образом, отчетность за 2023 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.
Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2023 год
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Закон вступит в силу с нового года. Однако новые правила не действуют, если те, кто выведен из-под обязательного аудита, уже заключили договор на аудит отчетности за 2023 год (а также – если за более ранние периоды), а аудиторы уже начали работать. В этом случае новшества будут применяться с отчетности за 2023 год.
Доход вместо выручки
Наиболее резонансной темой является повышение критериев для обязательного аудита до 800 млн по доходу и 400 – по активам. Сейчас эти показатели равны, соответственно, 400 млн (по выручке) и 60 млн. Новшество освобождает от аудита верхнюю прослойку малого бизнеса – ведь к нему относятся фирмы и ИП с доходом до 800 млн в год.
Убрали лишнее
Кстати, критерии отнесения к малому/среднему бизнесу с 2023 года основываются на доходе, тогда как до того опирались на понятие выручки. Таким образом, закон об аудиторской деятельности в этой части приведен в соответствие с законом о развитии малого и среднего предпринимательства и с действующим постановлением о классификации субъектов МСП.
СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. « Росстат обновил 17 форм отчетности о деятельности организаций и ИП », « Росстат обновил 16 отчетных форм », « Отчетность в Росстат: сведения о работниках и оплате труда нужно будет сдать по обновленным формам » и « Росстат утвердил новые указания по заполнению форм ».
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2023 году.
Кто относится к субъектам МСП
ВНИМАНИЕ. Мораторий не распространяется на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду). Есть и другие исключения. Подробнее см. « Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса ».
Федеральным законом от 29 декабря 2023 г. № 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:
За 2023 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым показателям необходим — в случае если доходы из декларации по налогу на прибыль (стр. 010 +020 листа 2 декларации по налогу на прибыль) за 2023 год превышают 800 млн. руб., а стоимость активов на конец 2023 года более 400 млн. руб. (стр. 1600 бухгалтерского баланса).
организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Все cлучаи (критерии) обязательного аудита за 2023 год
Федеральным законом от 29 декабря 2023 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) .