Используя текст конституции рф приведите примеры следующих видов конституционно-правовых норм а запрещающие б императивные в нормы- дефиниции г нормы- декларации

Виды конституционно-правовых норм

в) определительно-установленные нормы содержатся в преамбулах Конституции и законодательных актов. Они, в частности, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию или в законодательный акт;

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Так, согласно Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч.4 ст.3); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч.3 ст.6).

В качестве примеров можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ заседают раздельно (ч.1 ст.100 Конституции РФ).

Это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и др.; права и свободы человека и гражданина. Например, норма части 2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, в этих нормах используются следующие слова: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.п.

Примерами норм этой разновидности являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения).

НАЗОВИТЕ ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО РАЗЛИЧНЫМ КЛАССИФИКАЦИЯМ

· исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: «Президент РФ является главой государства». Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

· общерегулятивные (дефинитивные):устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: «Президент РФ является главой государства» (ч. 1 ст. 80).

· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· конкретно-регулятивные:в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:»Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

6. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (уплата налогов, служба в ВС). Примером такой нормы будет и ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия эти предписания бывают постоянными и временные. По территории их действия конституционно-правовые нормы могут быть действующими в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования.

5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

4. Процессуальные нормы определяют формы (процедуры), в которых эта норма должна быть реализована: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов.

2. Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.2%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.98%
Нет, буду сам искать еще.
70.82%
Проголосовало: 401

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

Читайте также:  Какие Есть Субсидии Жля Семей С Двумя Детьми

Еще одна часть конституционных норм сформулирована предельно конкретно — «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства» или «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора», и эти нормы действуют напрямую. Поэтому любые попытки их конкретизации, за исключением усиления запрета или установления ответственности за его неисполнение, должны восприниматься как искажение конституционного смысла.

В конституции любой страны также присутствует еще одна разновидность норм — так называемые «статутные» нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов, включая разграничение полномочий. По отношению к ним описанные выше правила применяться не могут. Более того, в этом случае действует совершенно другой, разрешительный, метод метод правового регулирования, основанный на диаметрально противоположном принципе — «разрешено только то, что разрешено», и ничего другого.
[tag:teaser:81]
То есть никакого разнообразия действий и никаких иных вариантов поведения, кроме установленных законом, не существует. Поэтому там, где речь идет о статусе государственно-властных субъектов, перечень их полномочий носит закрытый характер, не может быть изменен, дополнен, расширен или ограничен. Для них Конституция является ϲʙᴏего рода «стоп-сигналом» — больше или иначе того, что в ней записано, делать не позволено. Стоит вспомнить, что судья Конституционного суда Виктор Лучин указал (особое мнение к постановлению Конституционного суда РФ от 31.07.1995 № 10-П) на недопустимость распространять принцип «разрешено все, что не запрещено» на сферу действия публичной власти.

Нормы Основного закона различаются по степени конкретности. Одни формулируют лишь основные положения и принципы — все, что, например, касается правосудия. Другие закрепляют права и свободы с пределами их ограничения. В этих случаях Конституция устанавливает только основы, в процессе реализации которых может возникать бесчисленное разнообразие вариантов поведения. И тогда требуется один или даже несколько законов или других актов, устанавливающих порядок и процедуры их применения. Некоторые конституционные нормы содержат более или менее конкретные предписания, например, ограничения депутатского статуса, для которых необходимы лишь небольшие процедурные уточнения.

В процессе конкретизации большинства норм из этих двух групп применяется общедозволительный или диспозитивный метод правового регулирования, основанный на принципе «разрешено все, что не запрещено законом». Но при этом государство все равно не вполне свободно в своей конкретизирующей деятельности. Во-первых, потому что практически в любой конституционной норме заложены «тонкие материи» — понятия и значения, которые не могут трактоваться произвольно в зависимости от сиюминутных прихотей чиновников и депутатов парламента. Например, термин «собираться» (статья 31, свобода собраний) не может быть сведен до значения одиночного незаявляемого пикета, потому что глагол «собираться» любой толковый словарь и здравый смысл трактуют как сосредоточение группы людей в одном месте. Во-вторых, Конституция устанавливает внутренние и внешние пределы ограничения прав и свобод, которые не могут быть расширены и истолкованы произвольно. Для той же статьи 31 Конституции внешним ограничением является запрет на нарушение в ходе реализации этого права прав других лиц (часть 3 статьи 17), а внутренним (имманентным) ограничением — мирный характер публичного мероприятия и отсутствие у его участников оружия. Любые другие ограничения, выходящие за эти пределы, нарушают существо основного права.

Поскольку норма части 1 пункта «г» статьи 102 Конституции является нормой статутной, то отсюда следует, что никто иной, кроме Совета Федерации, ни в каких целях и ни при каких условиях не может принять решение о возможности использования российского воинского контингента за пределами страны. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям «оказания международной помощи» на основе преамбулы Конституции, в которой Россия осознается как часть мирового сообщества, а в качестве конституционных целей государства утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Основной закон изначально не предполагал возможности каких-либо военных операций за пределами России, кроме действий по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности на основе международных договоров. А исключительное полномочие Совета Федерации являлось специальным ограничителем власти президента как верховного главнокомандующего в системе сдержек и противовесов, в которой палата парламента должна была выступать барьером от необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Классификация норм конституционного права Российской Федерации

В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей).

В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс. В частности, положения ч. 1, 4 ст. 105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации.

В современной юридической литературе предпринимается попытка представить классификации, базирующиеся на критериях комплексного или смешанного характер. Так, В. Е. Чиркин считает, что по характеру предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и репрессивные [2] . Думается, что примеры стимулирующих и дозволяющих норм являются по своему характеру, по сути, более частной разновидностью управомочивающих норм. Такие нормы также предоставляют субъекту какое-либо право, однако обращают внимание на отношение к этому праворегулирующей стороны (государства). В дозволяющих нормах сферы регулирования – отношения, которые при определенном поведении могут иметь нежелательные последствия, поэтому действия носителя прав ограничиваются использованием соответствующих слов: «может», «дозволено в определенных пределах», «если это не ущемляет права других» и т.д. Например, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и нс нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). В стимулирующих нормах, наоборот, указывается на поощрительное отношение к желаемому поведению. Реализация предоставленного права имеет здесь особую значимость, связано с приумножением материальных или духовных благ, либо несет гуманистическую направленность. Так, в России «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В Российском государстве поощряется также «деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Слово «запрещается» зачастую используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что следует или нс следует делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения. Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ: например, в статьях, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, 26, 33, ч. 3 ст. 35, ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 43, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ). Процессуальный характер присущ некоторым нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2–5 ст. 66, ч. 2, 3 ст. 67 Конституции РФ). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента РФ от должности, порядок осуществления им полномочий (ст. 81, 92 Конституции РФ); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы и др. (ч. 2 ст. 95, ч. 2 и 3 ст. 99, ст. 100, 101, 104–109 Конституции РФ).

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения – это вид и мера дозволенного, возможного поведения лица, наделенного этим правом. Юридическая обязанность – это вид и мера необходимого поведения другой стороны конституционно-правового отношения. Выделяются:

Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

1) предметом регулирования конституционно-правовых норм является особый круг общественных отношений, определяющихосновы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления;

Читайте также:  Сколько имеют права снять с зарплаты судебные при многодетной семьи

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные неимущественные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

2) В зависимости от способа воздействия на общественные отношения: регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их субъектов) и охранительные нормы (закрепляют способы защиты субъективных прав, меры юридической ответственности). Например, ч.1 ст. 36 Конституции РФ: «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» — регулятивная норма; ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» — охранительная норма;

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Как показывает практика, в процессе реализации народовластия конституционные нормы, принципы, институты могут приносить положительные результаты. Значит, воля законодателя (народа), ставшая государственной волей, отражает социальные интересы в конституционном развитии. Оставление без внимания интересов граждан и цели общества вряд ли будет способствовать к определению концепции государственного права, ибо несовпадение социальных целей с полученными результатами воздействия конституционных норм свидетельствует о наличии в обществе скрытых, внутренних причин и законов, которым подчинены определенные факторы общественной жизни.

Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре­делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре­гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре­делить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность[36].

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

  • 3). По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
  • 4). По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
  • 5). По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
  • 6). По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.
  • 7). По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных органов гос. власти, о проведении референдумов.

Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Нормы и принципы конституции

Нормы конституционного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Источники конституционного права подробнее обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

Читайте также:  Маршруты автобусов лен обл с льготным проездом для пенсионеров спб

Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам. В юридической науке есть множество подобных критериев. Зависимо от объекта правового урегулирования нормы конституционного права подразделяются на такие группировки:

  1. управомочивающие нормы, представленные статьями 20, 83 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее ;
  2. обязывающие нормы, представленные статьями 58, 59 Конституции РФ;
  3. запрещающие нормы, представленные статьей 13 Конституции РФ.

Принципы Конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Юридические свойства Конституции подробнее представляются основными идеями, руководящими (основополагающими) положениями (началами),определяющими содержание и направленность правового урегулирования. Они формируют основу образования и реализации конституционного права, ориентируются на последующую демократизацию всех областей жизни общества, установление правовой государственности.

  1. укрепляющие и регулирующие базисы конституционного строя РФ – гл. 1 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
  2. формирующие правовой личностный статус, свободы и права гражданина и человека — гл. 2 Конституции, законодательные акты «о гражданстве Российской Федерации», «о статусе иностранных граждан»;
  3. укрепляющие федеративную устроенность — гл. 3 Конституции, нормы Федеративного Договора;
  4. контролирующие порядок деятельности и формирования системы органов власти государства гл. 4-8 Конституции, законодательство о выборных мероприятиях, о депутатском статусе.

перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы); — оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры). Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Традиционно в конституционном праве существуют такие методы воздействия на общественные отношения, как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение и запрет. Основными методами являются метод регулирующего воздействия, предписывающий участникам общественных отношений вести себя определенным образом, и охранительный метод, особенностями которого являются его учредительный, императивный, универсальный характер.

Отсюда к предметуконституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

• развитие содержания конституционных норм влияет на изменение норм других отраслей права. Так, решение Конституционного Суда РФ подтвердило императивность нормы для всего уголовного процесса о том, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие — с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений. При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Помогите! Помогите привести примеры разрешающих и запрещающих норм

Примеры запрещающих норм:
-«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни» (ст. 13 Конституции РФ) .
-«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. » (ст. 21 Конституции РФ) ;
-«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ст. 81 Конституции РФ»;
-«Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации» (ст. 109 Конституции РФ) ;
-«. Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118 Конституции РФ) .

Вот примеры разрешающих норм:
-«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 Конституции РФ) ;
-«Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст. 49 Конституции РФ).

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.
  • Конституция РФ;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные акты;
  • внутригосударственные договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.
  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).
  • На материальные. Закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Например, ст. 119 Конституции РФ устанавливает требования к лицам, которые могут стать судьями.
  • Процессуальные. Предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. Например, ст. 82 регламентирует процесс принесения присяги Президентом, ст. 129 Конституции РФ определяет порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.
  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, особенности и виды

  • нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);
  • нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;
  • закрепленные в подзаконных актах — указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

Исходные нормы конституционного права чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: «Президент РФ является главой государства». Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт . Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конститу­ции РФ: «Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Го­сударственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней струк­туре права и взаимосвязи норм.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: «Президент РФ является главой государства» (ч. 1 ст. 80).

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы