Что Является Объектом Административного Права

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Что Является Объектом Административного Права. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Административное право регулирует отношения, возникающие в области управления, и в качестве главного объекта изучения имеет управление (государственное управление) и все отношения, связанные с управлением. Административное право — это, по сути, правовая оболочка управления, управленческой деятельности, процесса управления и его организации (структуры).

Содержание

Предмет административного права

Принципиальным моментом является положение, в соответствии с которым административное право — это совокупность правовых норм, которыми регулируется публичное управление в государстве, в муниципальных образованиях и других публичных институтах. Иными словами, административное право регулирует отношения не только в сфере государственного управления, но и в сфере управления, осуществляемого на негосударственном уровне, — местного самоуправления, а также управления в других публичных организациях и учреждениях.

Предмет, методы и система административного права

Таким образом, административное право реализуется посредством применения системы административно-правового регулирования управленческих отношений, формирующихся в процессе осуществления исполнительной власти. Для обеспечения выполнения регулятивной и охранительной функций административного права создается система правового регулирования публичного управления, которая позволяет в комплексе проанализировать содержание административного права. Система (механизм) административно-правового регулирования дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования отношений в сфере публичного управления. В эту систему входят следующие элементы:

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Понятие и виды административно-правовых отношений

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Что Является Объектом Административного Права

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Основные понятия административного права

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Источники административного права

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Читайте также:  Каким Образом Предоставлять Данные По Жкх Ветеранам Труда

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм – убеждения и принуждения, основной из которых – убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение – вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).

Оглавление

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Объект и предмет административного правонарушения

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Состав административного правонарушения

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права. Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Административное право: понятие и особенности

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.

Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Административное право: понятие и особенности

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.

Читайте также:  Что будет должнику за неуплату коммунальных услуг по закону рф

Наряду с регулирующими функциями административному праву присущи и правоохранительные (т. е. принуждающие, ад- министративно-юрисдикционные) методы воздействия на конкретных участников правоотношений. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, также применяют в деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные правоохранительные, контрольно-надзорные полномочия.

Предмет административного права

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. В зависимости от того, каковы особенности их участников (как правило, обязательным участником управленческих отношений является тот или иной субъект исполнительной власти), можно выделить следующие виды управленческих отношений между:

Предмет, методы и система административного права

  • оно обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;
  • оно использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
  • оно направлено на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;
  • областью его административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права;
  • существуют материальные («управленческие») административно-правовые нормы и сложноструктурированные в отдельные производства процессуальные нормы, создаваемые для реализации материальных норм административного права;
  • процессуальные административно-правовые нормы можно разделить на два вида: а) нормы позитивного характера, т. е. регулирующие, управленческо-процедурные (административные процедуры); б) административно-деликтные нормы, устанавливающие режимы правоохраны, контроля и надзора, разрешения, применения мер государственного принуждения; для реализации этого вида норм законодательство устанавливает соответствующие административно-правовые процедуры и порядки;
  • важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор (как в гражданском праве), а административный акт, т. е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления; в практике деятельности государственной администрации и ее органов все чаще стали заключаться административные договоры, относящиеся к области публичного права;
  • ответственность органа государственного управления, государственного или муниципального служащего, должностного лица в случае причинения ими ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении установленных для них государственных функций, т. е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (государственными и муниципальными служащими) при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
  • при возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования. Оба способа разрешения административных дел (административного конфликта, административно-правового спора) применяются с соблюдением установленных в соответствующих нормативных правовых актах процедур, производств, принципов и гарантий. В настоящее время административное судопроизводство в России осуществляется судьями соответствующих судов Российской Федерации (например, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, военных судов, мировыми судьями).

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Что Является Объектом Административного Права

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Читайте также:  Ход Проверки Декларации За 2023 Год

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления — с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Предмет административного права:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.
  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Объект административного правонарушения

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Источники административного права

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть — подчинения» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Специфика науки административного права

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.

Специфика науки административного права

Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы