Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Как определить, подпадает ли болезнь под категорию ограничения возможности здоровья? Есть универсальная шкала ограничения человеческих возможностей. Она принята Всемирной организацией здравоохранения в середине 80-х годов прошлого века.
Научная литература дает возможность чётко идентифицировать и разграничить список ОВЗ от других заболеваний. В частности, тут речь идёт о недугах, которые приводят к ограничениям в привычной жизни. Это могут быть и сенсорные дефекты и патологии физиологического или психического плана. Больной не может справляться со всеми обязанностями или выполнять некоторые функции, привычные для здорового человека.
Первичное определение ОВЗ
- Дисфункция речевого аппарата;
- Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата;
- Нарушения зрительной функции;
- Частичные нарушения или полное отсутствие слуха;
- Задержка психического и умственного развития (чаще всего встречается в детском возрасте);
- Проблемы с коммуникацией (или вовсе отсутствие навыков общения);
- Нарушения, сочетающие в себе сразу несколько дефектов (комплексные).
Отметим, что принятие и реализация перечисленных инициатив контролируются Президентом страны, который после встречи с представителями помогающих инвалидам организаций, а также с самими инвалидами, поставил перед правительством задачи:
Состояния для присвоения 2 группы инвалидности
Инвалидность положена нездоровому человеку с ОВЗ, нарушениями в работе внутренних органов и различными дефектами, присутствующими с рождения или как результат травмы. Другими словами, в ходе освидетельствования группу присваивают при:
Болезни для установления инвалидности 3 группы
В 2023 году (после отмены временного порядка оформления инвалидности, введённого в связи с распространением коронавирусной инфекции) процесс назначения статуса «инвалид» упростят. Претендентам на группу не потребуется проходить осмотр у всех специалистов клиники. Кроме того, не нужно собирать документы и передавать их в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Плюс, в правительстве планируют перевести медицинские документы в электронный формат, внедрить новую систему, по которой можно будет обжаловать решения МСЭ, а также изменить форму №088/у-06. Основная часть перечисленных реформ будет реализована в текущем году.
Большинство медицинских или реабилитационных услуг (к примеру, зубное протезирование) компенсируются государством. Если же человек может работать, то не более 35 часов в неделю. Условия труда при этом должны быть соответствующими.
- гражданский паспорт (оригинал и копию);
- трудовую книжку;
- медицинские документы (амбулаторную карту, результаты анализов и т. д.);
- заявление;
- документы, подтверждающие получение травмы или заболевания на рабочем месте.
Особенности оформления инвалидности
Порядок установления инвалидности в 2023 году остается неизменным. Но перед осуществлением процедуры нужно уточнить, кто присваивает статус инвалида. По закону такие полномочия есть у медико-социальной экспертной комиссии. Существует два способа получения статуса:
С точки зрения психологов, употребление термина «ограниченные возможности здоровья» менее пагубно влияет на ребенка, чем термин «инвалид». Если первый — это нераскрытый потенциал, то второй — окончательный диагноз. ВОЗ согласна с такой точкой зрения и призывает не наклеивать ребенку ярлык инвалида, а работать с конкретным нарушением и его последствиями.
- работа с детьми с ОВЗ и инвалидами начинается сразу же, как был поставлен диагноз;
- программа выстраивается с учетом патологии и основного заболевания;
- разрабатываются индивидуальные программы для ребенка-инвалида с ОВЗ;
- среда должна быть максимально адаптированной под его потребности и возможности;
- образовательное пространство не должно ограничиваться стенами класса, но и включать в себя общественные и культурные места.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий
Также комиссия принимает решение, на какой срок дается инвалидность (год, два, пять или до совершеннолетия). После окончания этого срока необходимо будет повторно пройти всю процедуру, чтобы подтвердить инвалидность и группу. При определенных заболеваниях комиссия может дать инвалидность бессрочно. В первую очередь, это генетические патологии, ДЦП, тяжелые сенсорные нарушения (слепота, глухота).
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Виды овз
Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования
Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
Статус ОВЗ даёт ПМПК (психолого медико педагогическая комиссия). Для того, чтобы получить преимущества в обучении, которые даёт этот статус, требуется заключением медиков и педагогов. Лучше заручиться справкой от лечащего врача и характеристикой из детского сада или школы, потому что на ПМПК специалисты будут видеть вашего ребёнка в первый раз и многое может ускользнуть от их внимания.
Специалисты комиссии рассмотрят навыки и умения ребёнка на предмет соответствия возрасту, его способность восприятия окружающего мира и констатирования со взрослыми и сверстниками. По правилам, участию в ПМПК должно предшествовать педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение.
Кто утверждает статус ОВЗ?
С 2023 года дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили широкие возможности на обучение и социализацию благодаря введению механизма инклюзивного обучения. Подробнее об этом статусе – в этом материале Invaworld.
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.
Расшифровка ОВЗ
Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.