Монополисты услуг почтовой связи

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Монополисты услуг почтовой связи. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Критику ФАС вызывает и предлагаемое определение международной почтовой связи. Оно закрепляет исключительное право на международный почтовый обмен за единственным назначенным оператором – ФГУП «Почта России». По мнению антимонопольщиков, в результате будет необоснованно ограничено количество потенциальных продавцов на данном рынке. Это приведет к ограничению конкуренции и может привести к ущемлению интересов пользователей услуг.

ФАС обращает внимание на монопольное положение ФГУП «Почта России» во многих секторах рынка. Альтернативные операторы почтовой связи, осуществляющие часть операций, платят за исполнение всего технологического процесса. Это вынуждает их устанавливать цены выше, чем «Почта России». Организации, ведущие дистанционную торговлю, лишены возможности использовать услуги других операторов. Это ущемляет интересы пользователей услугами. Кроме того, со вступлением в силу нынешней редакции Правил оказания услуг почтовой связи произошло «вымывание» дешевых услуг. Отправления, ранее пересылаемые бандеролью, в настоящее время подлежат пересылке посылкой. Стоимость её отправки в 2 — 3 раза выше.

Определить требования к операторам

ФАС России предлагает дополнительно рассмотреть вопрос либо об устранении монополии на оказание некоторых видов услуг почтовой связи, либо об изменении лицензионных условий на право оказания услуг почтовой связи.

Выявление фактов закупки знаков почтовой оплаты у единственного поставщика ФГУП «Почта России» как субъекта естественной монополии согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС (№ 44-ФЗ) как правило приводит к назначению штрафов виновным должностным лицам. Однако в 2023 году появилась позиция ФАС России о правомерности осуществления знаков почтовой оплаты без проведения торгов и запросов котировок у ФГУП «Почты России». Автор статьи рассматривает неоднозначные позиции ФАС России в отношении закупки почтовых марок.

Напомним, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внут ренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» государственные знаки почтовой оплаты – почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Согласно указанному перечню, к сфере деятельности субъектов естественных монополий не относится продажа знаков почтовой оплаты-марки, маркированных конвертов и почтовых открыток.
br> Так, Московский УФАС России, рассмотрев акт проверки соблюдения Центральной акцизной таможней законодательства о контрактной системе, не нашел у заказчика правовых оснований для заключения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ по той причине, что ФГУП «Почта России» не является монополистом в области продажи почтовых марок для почтовых отправлений. Таким образом, заключение государственного контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты у единственного поставщика не допускается (см. Постановление о прекраще нии административного производства Мос ковского УФАС России № 4-7.29-959/77-16 от 31.10.2023).

Читайте также:  Дальневосточный Гектар Карта Участков Хабаровский Край

Re: Почта России по п.1. ч.1 ст. 93

Однако, автор статьи обращает внимание на разъяснительное письмо ФАС России от 29.11.2023 №РП/82541/16. Как отмечено ФАС России, Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определено, что государственные знаки почтовой оплаты являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи. Согласно п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи, государственные знаки почтовой оплаты применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД[7] включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р[8]. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

Читайте также:  Поправка Ук Ст228 Ч1 2023

Закупка общедоступных услуг связи.

Например, Указом № 897[6] утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

В антимонопольном ведомстве убеждены, что внедрение недискриминационного доступа стимулирует конкуренцию на рынке. «Альтернативный оператор будет самостоятельно оказывать услуги потребителям, используя при этом часть сети почтовой связи субъекта естественной монополии», — пояснила «ДП» начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Елена Заева.

Почта своими руками

Эту идею поддерживают и бизнес–консультанты: «В реализации проекта ФАС я вижу большую перспективу для малого предпринимательства. С безликим и неклиентоориентированным монополистом можно успешно конкурировать за счет более высокого сервиса и внимательного отношения к клиентам», — полагает руководитель бизнес–школы «Вверх» Владимир Маринович.

Новый рынок

Такая возможность будет выгодна, в частности, интернет–магазинам, организаторам директ–мейл и другим участникам рынка доставки. Отдельно можно будет воспользоваться услугами по обработке и сортировке корреспонденции, а также по перевозке по определенному маршруту. В документе подчеркивается, что все отправления, в том числе полученные в промежуточных точках, должны обрабатываться на общих условиях. «Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность», — отмечается в правилах.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2023 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Читайте также:  Оформление карточек т2 для сдачи в архив

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Заказчик может заключить контракт на покупку почтовых марок с ФГУП «Почта России» как с монополистом, если покупает почтовые марки с услугами общедоступной почтовой связи, так как к деятельности субъектов естественных монополий относят услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции. Почтовые марки применяют для подтверждения оплаты услуг почтовой связи. Если почтовые марки приобретаете отдельно от услуг связи, то оснований для заключения контракта с ФГУП «Почта России» как с монополистом нет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила законопроект, меняющий регулирование государственных монополий, которые власти считают естественными. Заместитель главы ведомства Сергей Пузыревский рассказал в интервью «Коммерсанту», что этого статуса лишатся «Почта России», «Ростелеком» и Московская городская телефонная сеть (МГТС)

ФАС собирается исключить «Ростелеком» и «Почту России» из списка естественных монополий

При этом, как заявил Пузыревский, из списка исключат «Ростелеком» и МГТС, а также «Почту России» — поскольку «услуга связи считается конкурентной». По словам чиновника, они не могут быть среди естественных монополий только из-за того, что владеют инфраструктурой. Также, по его словам, из списка уберут компании, которые контролируют порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовую проводку и захоронение радиоактивных отходов.

Что сейчас считается естественной монополией?

Такой статус есть у компаний, занимающих привилегированное положение на рынке из-за особенностей производства — например, это «Газпром», РЖД и «Росатом». Естественные монополии могут владеть особыми ресурсами или иметь уникальную материально-техническую базу. Часто ими становятся предприятия, повторное создание которых неоправданно или технически невозможно.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила законопроект, меняющий регулирование государственных монополий, которые власти считают естественными. Заместитель главы ведомства Сергей Пузыревский рассказал в интервью «Коммерсанту», что этого статуса лишатся «Почта России», «Ростелеком» и Московская городская телефонная сеть (МГТС)

ФАС собирается исключить «Ростелеком» и «Почту России» из списка естественных монополий

Такой статус есть у компаний, занимающих привилегированное положение на рынке из-за особенностей производства — например, это «Газпром», РЖД и «Росатом». Естественные монополии могут владеть особыми ресурсами или иметь уникальную материально-техническую базу. Часто ими становятся предприятия, повторное создание которых неоправданно или технически невозможно.

Что сейчас считается естественной монополией?

При этом, как заявил Пузыревский, из списка исключат «Ростелеком» и МГТС, а также «Почту России» — поскольку «услуга связи считается конкурентной». По словам чиновника, они не могут быть среди естественных монополий только из-за того, что владеют инфраструктурой. Также, по его словам, из списка уберут компании, которые контролируют порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовую проводку и захоронение радиоактивных отходов.

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы