Особенности казенных предприятий

Казенное предприятие – это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

  1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
  2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
  3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

Правовой статус казенных предприятий

Казенное предприятие – это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия – это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие – это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Юридический статус

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

Форма собственности

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие – это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), исполнять обязанности, выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу «Государственное казенное предприятие». Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность («муниципальное казенное предприятие»). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Читайте также:  Могут Судебные Приставы Взламывать Дверь Квартиры

Правовой статус

— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения – казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Объем специальной правоспособности конкретного казенного предприятия нужно отразить в его уставе при создании предприятия в соответствии с целями, определенными собственником имущества (уполномоченным органом). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.

Если казенное предприятие создается путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия, то, кроме перечисленных выше документов, уполномоченный орган должен также подготовить следующие документы:

Программа деятельности и смета доходов и расходов казенного предприятия

В случае создания казенного предприятия путем реорганизации унитарного предприятия уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего акта Правительства РФ должен согласовать проект разделительного баланса или передаточного акта и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

Целью работы является рассмотрение казенных предприятий в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть особенности казенных предприятий в современной России;
• рассмотреть деятельность казенных предприятий в Российской Федерации;

Краткое описание

Правовой статус казенного предприятия условно можно подразделить на следующие блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Являясь монополистами в определенных сферах, казенные предприятия не могут испытывать стимулирующего воздействия конкуренции со стороны других производителей на внутреннем рынке. Только внешнеэкономическое соперничество может определить реальную эффективность казенного предприятия и запустить естественные механизмы его развития, что, в свою очередь, обеспечивает поддержание конкурентоспособности государства как такового.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:
– основанные на праве хозяйственного ведения – федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
– основанные на праве оперативного управления – федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее – казенные предприятия).
——————————–
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В этом случае казенное предприятие по факту сдачи результата работ (оказания услуг) признает выручку проводкой Дебет 62 Кредит 90-1, а при получении возмещения из бюджета показывает погашение дебиторской задолженности: Дебет 51 Кредит 62 (п. п. 5, 6 ПБУ 9/99).
Аналогичным образом квалифицируются данные поступления из бюджета в целях налогообложения: при реализации работ, услуг начисляется НДС к уплате в бюджет (Дебет 90-3 Кредит 68), а выручка без НДС образует облагаемые налогом на прибыль доходы (Письмо Минфина России от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).
Прочие доходы. Если средства предоставляются в связи с недостаточностью доходов казенного предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой (уже после осуществления расходов), учет бюджетных средств организуется иначе. Поступления признаются в составе прочих доходов как безвозмездно полученные (п. 7 ПБУ 9/99). Признаются такие доходы по мере образования (выявления) (п. 16 ПБУ 9/99) проводкой Дебет 76-5 Кредит 91-1 или Дебет 51 Кредит 91-1 в зависимости от условий предоставления финансирования.
В данном случае полученное финансирование соответствует понятию субсидии, закрепленному в ст. 78 БК РФ.
Полученные при этом средства не увеличивают налоговую базу по НДС (так как они не связаны с оплатой реализованных товаров, работ, услуг – см. ст. 162 НК РФ) и налогу на прибыль (поскольку они поступили безвозмездно от учредителя – пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 09.06.2023 N 03-03-06/4/33256, от 09.04.2023 N 03-03-06/20239, от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).
Целевое финансирование. Если средства предоставляются в связи с финансированием конкретных затрат казенного предприятия, они могут быть признаны в составе целевого финансирования в соответствии с положениями ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» . Для целей применения данного ПБУ бюджетные средства подразделяются:
– на средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Важно, что нормы ПБУ 13/2000 не применяются при получении от учредителя средств для приобретения активов, которые впоследствии передаются предприятию в оперативное управление. Такой вывод сделан Минфином России в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год (Приложение к Письму от 27.01.2012 N 07-02-18/01)). По нашему мнению, он может быть применен и в отношении казенных предприятий;
– на средства на финансирование текущих расходов. Признание данных бюджетных средств осуществляется записями Дебет 76-5 Кредит 86 и Дебет 51 Кредит 76 (либо Дебет 51 Кредит 86) (п. 7 ПБУ 13/2000). На наш взгляд, нужная корреспонденция счетов выбирается исходя из условий предоставления бюджетных средств (наличия или отсутствия у муниципалитета обязательств предоставить данное финансирование). Далее бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов деятельности организации (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000) в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Например, при приобретении целевых работ, услуг формируется проводка Дебет 20, 26 Кредит 60 и одновременно с ней списывается соответствующая часть финансирования – Дебет 86 Кредит 91-1. Если целевые средства предназначены для оплаты материальных ценностей, в момент их оприходования (Дебет 10 Кредит 60) признаются доходы будущих периодов (Дебет 86 Кредит 98-1). При отпуске запасов в производство (Дебет 20, 26 Кредит 10) признаются доходы отчетного периода (Дебет 98-1 Кредит 91-1).
——————————–
Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Читайте также:  Как Высчитать Долю От Общего Числа

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.
Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии .
——————————–
Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).

12. В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена возможность получения доходов или необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы доходов и расходов, либо если фактические расходы превысили запланированные, уполномоченный орган по представлению руководителя предприятия в установленном порядке вносит в смету доходов и расходов соответствующие изменения.

6. В случае создания предприятия путем реорганизации унитарного предприятия уполномоченный орган на основании соответствующего акта Правительства Российской Федерации в 2-недельный срок с даты его принятия согласовывает проект разделительного баланса или передаточного акта и направляет его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

Информация об изменениях:

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1982);

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы