Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.
Как на деле может выглядеть «выбор» модуля
Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.
Почему так происходит
Главный аргумент школы – «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной – очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.
20. Руководитель религиозной организации осуществляет контроль за деятельностью школы, несет ответственность перед епархиальным архиереем за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
II. Термины, используемые в настоящем положении
43. В летний период времени по желанию родителей могут проводиться паломнические поездки, а также организованный отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях, организуемых воскресной школой.
IV. Организация деятельности воскресной школы
33. Задачами на начальной ступени являются: обучение религии, православное воспитание, развитие детей, приобщение к литургической жизни прихода, усвоение начальных знаний о православной вере, традициях, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
Между тем ст. 4 закона № 125 устанавливает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования относится разработка и реализация образовательных программ с учетом особенностей региона проживания. Соответственно, на местном уровне органы образования могут включать в общероссийскую программу обучения дополнительные предметы для школьников. К примеру, на Кавказе преподают языки и историю народов, населяющих регион («История Чечни», «Кабардинский эпос» и т. п.).
Обучение какой религии может проводиться в школе?
Можно. В силу ч. 5 ст. 5 закона № 125 религиозное воспитание не является образовательной деятельностью и может преподаваться детям только по согласию родителей. В связи с этим ребенок вправе не посещать уроки, связанные с богослужением, если родители отказались от этого.
Можно ли отказаться от уроков религии?
Добровольность в выборе школьниками вероисповедания устанавливается ч. 5 ст. 3 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ. Запрещено вовлекать малолетних в религиозные объединения, обучать религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.
В канун праздника Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском скиту
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.
В Неделю 31-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
- определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
- курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
- курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
- проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
- осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
- взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
- проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
- организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.
Большинство психологов указывают, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Считается, что в подростковом возрасте происходит разрушение и отмирание старых интересов и созревания новых.
- перенесение физических трудностей (дальние пешие походы, подъемы, трудности дороги, подъем в ранние утренние часы) способствует воздержанию в удовольствиях и физическому здоровью;
- исполнение послушаний, различные житейские ситуации помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему;
- требования дисциплины, необходимой в поездке, формирует самоконтроль;
- созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговейному отношению к вековым традициям благочестия Православия;
- рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, дают ученикам обильную пищу для размышлений о вере;
- красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу воспитанника и помогает познавать Бога через Его творения.
Предварительный просмотр:
В данной публикации представлены теоретико-педагогическое обоснование и методические рекомендации по организации и проведению однодневных экскурсий в православные храмы или монастыри родного края для обучающихся в рамках духовно-нравственного воспитания.