Как ликвидатору аварии на чаэс установить причинную связь инвалидности с аварией

Категории граждан, имеющих право на направление документов в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (РосМЭС) (при наличии специальных удостоверений единого образца граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации):

  • Проводит экспертизу по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов
  • Принимает решение о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
  • В результате аварии на Чернобыльской АЭС (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1)
  • В результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ)
  • В результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах (Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ)
  • В действиях подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1).

Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС), является одним из первых межведомственных экспертных советов Российской Федерации созданным на базе Центра в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 22 июня 1990 г. N 103 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (все поколения).
  • Ветераны подразделений особого риска.
  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1-ое и 2-ое поколения).
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (1-ое и 2-ое поколения).

Переосвидетельствование, подтверждение инвалидности ликвидаторам ЧАЭС

Если отказали в присвоении инвалидности, то такое решение надо оспаривать в порядке подчиненности или в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих установлен Разделом V » Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2023 N 59 н. Получать инвалидность необходимо в установленном порядке. Критерии присвоения инвалидности в Молдове могут не соответствовать применяемым в РФ, а при этом РФ не обязана признавать подобные статусы лиц, полученные ими в иностранных государствах. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 1 гласит:

Решение Федерального бюро МСЭ можно обжаловать только в суд. Решение главного бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ и (или) в суд. Решение бюро — филиала бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в главное бюро МСЭ и (или) в суд (п. п. 42 — 46 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Мой муж, ликвидатор последствий на ЧАЭС, инвалид 2 группы, гажданин респ. Молдова. В России проживает 4 года, есть вид на жительство. Решили перевести пенсию в Россию. Справка об установлении инвалидности получена в 1995 году в Кишиневе. Для назначения пенсии в России заставили пройти переосвидетельствование. Подали документы, но МСЭ по Кабардино-Балкарии рассмотрела предоставленные документы, и принято решение — ИНВАЛИДНОСТЬ НЕ УСТАНОВЛЕНА. Что делать? Проходил срочную службу в 1987 — 1989 г.г. в Чернобыле, записи в военном билете все есть.

Сейчас это достаточно распространенное явление, видимо просто государственная политика с целью снижения расходов на население. Надо обжаловать Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» VI. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Единственным исключением, не требующим прохождения переосвидетельствования на территории Российской Федерации, являются граждане, инвалидность которым была установлена на территории республик СССР до его распада, то есть до 8 декабря 1991 года. У Вас инвалидность установлена в 1995 года, таким образом переосвидетельствование было обязательны.

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ
от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н
«Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы»

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5489; 2005, N 26, ст. 2650) приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

2. Установить, что Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, утвержденное Госкомчернобылем России, Минздравом России, Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, МБ России, Минатомом России (письмо Госкомчернобыля России от 22 марта 1993 г. N ВД-8-1278) (зарегистрировано Минюстом России 29 марта 1993 г., регистрационный N 194), не применяется в отношении граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1годы участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

Вы нашли нужную информацию, за которой пришли?
Да, то что нужно информация.
19.11%
Непонятно, еще обращусь за помощью к юристу.
9.93%
Нет, буду сам искать еще.
70.97%
Проголосовало: 403

В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетание этих радиационных факторов с иными вредными факторами.

Вышеназванный Закон является специализированным для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим полагаем, что при установлении данной категории граждан срока инвалидности федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы следует руководствоваться именно этим Законом.
Заместитель директора Департамента развития социальной защиты

Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2123-1 «О распространении действия Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Таким образом, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

Читайте также:  Аренда Офиса Физическим Лицом Нюансы

Одновременно сообщаем, что вопросы установления сроков переосвидетельствования для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы урегулированы Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

В 2023 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2023 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Как ликвидатору аварии на чаэс установить причинную связь инвалидности с аварией

2.2. Организовать патолого-анатомические исследования умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭ, лиц с установленной причинной связью заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием и выдачу родственникам заверенной копии патолого-анатомического заключения о причине смерти для принятия решения МЭС о связи смерти с радиационным воздействием. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие.

7. Подробная выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострений, данных о временной утрате трудоспособности, частоты обострений, данных о временной утрате нетрудоспособности, результатов клинических исследований (заверенные печатью лечебного учреждения, выдавшего документ), копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли. Копии выписок из стационаров (за период с 1986 г. по настоящее время).

1.1. Организовать консультативную работу по сбору и оформлению документов граждан — жителей Брянской области, относящихся к категориям подвергшихся радиационному воздействию в результате техногенных аварий и катастроф, имеющих заболевания, включенные в утвержденный перечень в Межведомственные экспертные советы (МЭС) по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием.

— заверенная печатью медицинского учреждения, выдавшего документ, ксерокопия протокола патологоанатомического или судебно-медицинского (судебно-химического) исследования. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие;

Перечень документов представляемых на рассмотрение экспертного совета для решения вопроса о связи заболеваний, инвалидности, смерти с воздействием радиационных факторов участников ликвидации аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», ветеранов подразделений особого риска, лиц, проживавших в районе Семипалатинского полигона и реки Теча

Как ликвидатору аварии на чаэс установить причинную связь инвалидности с аварией

В соответствии со ст. 39 Закона от 18.06.92 такому инвалиду полагается выплата единовременной компенсации в размере, установленном для инвалидов II группы, с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации, как инвалиду III группы, т.е. 18000 руб. (63000 — 45000).

2.1.3. Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в соответствии со ст. 40 Закона от 18.06.92 ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размерах, кратных сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, которые зависят от года участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС:

При этом надо иметь в виду, что в п. 3 ст. 13 Закона от 18.06.92 наряду с гражданами, принимавшими участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 — 1987 гг., предусмотрены и военнослужащие, проходившие в 1986 — 87 гг. службу в зоне отчуждения, военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1989 — 90 гг. в работах по объекту «Укрытие», а также медицинский персонал и другие работники лечебных учреждений, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являющихся источником ионизирующих излучений.

За выплатой единовременной компенсации обратился в октябре 1992 года (ранее не получал). Поскольку в это время он являлся инвалидом III группы, единовременная компенсация должна быть выплачена в размере, установленном для инвалидов III группы, — 50-кратной сумме минимальной месячной оплаты труда.

2.1.2. Лицам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы и не являющимся инвалидами, ст. 39 Закона от 18.06.92 предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере 4-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

  • — дети до 18 лет — независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет — в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

  • заявление о выдаче удостоверения (участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом);
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства в Москве;
  • фотография размером 3х4 см;
  • доверенность в случае обращения законного представителя заявителя.

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

Вы можете получить удостоверение подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, если проживаете в Москве по месту жительства и в 1949–1963 годах проживали в населенных пунктах на территории России и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Читайте также:  Что считается у приставов дорогой бытовой техникой

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

и принимали в 1986–1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или являетесь членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов из числа лиц, перечисленных выше.

После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.

  • заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «з»);
  • заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «и»);
  • заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «к»).

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В 2023 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Как ликвидатору аварии на чаэс установить причинную связь инвалидности с аварией

Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.

Социальная защита прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).

Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения.

Неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды І и ІІ группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно — неработающим военнослужащим, уволенным в запас или отставку, неработающим пенсионерам органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

от _____________________________________________________________.
Ф.И.О. пострадавшего или Ф.И.О. родственника (в случае смерти пострадавшего), или Ф.И.О. родителя
__________________________________________________________________
(указывается категория лица, подвергшегося радиационному воздействию)
дата рождения __________________________.
проживающего (проживавшего) по адресу: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
адрес и место работы, должность до пребывания в зоне радиационного воздействия _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(полное без сокращения наименование организации)
адрес и место работы, должность после пребывания в зоне радиационного воздействия _______________________________________________________
__________________________________________________________________
(полное без сокращения наименование организации)
документ, удостоверяющий личность _______________________________
(наименование)
серия _________ номер _________________ выдан ____________________
__________________________________________________________________
Удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиационных факторов __________________________________________________________
(указать категорию удостоверения, справки) __________________________________________________________________
№ _____________, кем выдано _______________________________________, _____________________________________ дата выдачи __________________

Приложение:
В случае обращения граждан, подвергшихся радиационному воздействию
1. Личное заявление гражданина (ки)
2. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.
3. Документ, подтверждающий факт пребывания в зоне радиационного воздействия
4. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения
5. Маршрутный лист
6. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК)
7. Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.
8. Справка с места работы об условиях труда и характере работы
9. Справка с места жительства.
10. Выписка из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию
11. Копии выписок из стационаров
12. Копии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу вместе с «Обратным талоном»
13. Копии Справок МСЭ
В случае смерти пострадавшего, дополнительно к вышеуказанным документам (копии):
14. Свидетельство о браке (для вдов/вдовцов);
15. Копия свидетельства о смерти, выданного загсом;
16. Копии полного протокола патологоанатомического вскрытия
17. Копия подробного врачебного свидетельства о смерти
В случае рассмотрения вопроса о детях:
18. Заявление родителей.
19. Копия свидетельства о рождении ребенка.
20. Выписка из медицинской документации ребенка,
21. Копии заключений экспертного совета о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.
22. Справка о сроках пребывания отца (матери) в зоне воздействия радиационных факторов.
23. Справка о дозе облучения отца (матери).
24. Копия удостоверения Российской Федерации установленного образца, подтверждающего факт пребывания отца (матери) в зоне радиоактивного воздействия.
25. Справка о состоянии здоровья отца (матери) при направлении в зону радиационного воздействия.
26. Выписка из акта освидетельствования в МСЭ отца (матери),
27. Выписка из медицинской документации обоих родителей.
28. Выписка из женской консультации о протекании беременности матери.

Читайте также:  Закон о том что разрешена продажа энергетиков несовершеннолетним

Вопрос задан несколько некорректно, однако скорее всего это:
ПЕРЕЧЕНЬ
документов, необходимых для представления на рассмотрение экспертного
вопроса в Российский межведомственный экспертный
совет по установлению причинной связи заболеваний,
инвалидности и смерти граждан, подвергшихся
радиационному воздействию

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию (Приложение 1):
— проживающим в Москве — из Управления здравоохранения административного округа г. Москвы по месту жительства (оригинал).
— бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал).
— работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико-биологического агентства (оригинал)
2. Личное заявление от граждан (копия), подвергшихся радиационному воздействию на имя руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (Приложение 2).
Для ребенка, родившегося от граждан, подвергшихся радиационному воздействию:
— ФИО родителей, данные на родителей, подвергшихся радиационному воздействию, указанные выше.
— цель подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти).
3. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.
4. Документ, подтверждающий факт пребывания в 30-километровой зоне радиационного воздействия (копия справки из архива Министерства обороны РФ, военного билета и т.п.).
Для жителей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварийной ситуации, подается копия документа пострадавшего и при наличии данные о полученной дозе облучения (если она определялась).
5. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.
Данные о полученной дозе принимаются только от организаций, проводящих дозиметрические исследования непосредственно на месте или официально занимающихся реконструкцией доз.
При отсутствии данных Межведомственный экспертный совет решает вопрос без учета дозовой зависимости заболевания на основании клинической картины имеющихся заболеваний.
6. Маршрутный лист (данные о характере выполняемых работ, заполняется заявителем в произвольной форме).
Маршрутный лист (документ, составляемый лицом, подвергшимся радиационному воздействию; указывает о месте нахождения на работах или проживании и характере выполняемых работ в это время).
Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы.
При отсутствии этих данных Совету сложно определить и учесть факторы, которые могут в некоторых случаях оказать влияние на принятие решения.
7. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК) — при увольнении (для бывших военнослужащих, копия).
8. Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.
9. Справка с места работы об условиях труда и характере работы (особо отметить работал ли с источниками ионизирующего излучения).
10. Справка с места жительства.
11. Выписка (только в отпечатанном варианте) из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию (амбулаторная карта, медицинская карта стационарного больного), содержащая в полном объеме информацию:
11.1. О состоянии здоровья пострадавшего до и после воздействия радиационных факторов, начале заболевания, частоте обострений с описанием жалоб, данных объективного статуса, локального статуса, данных параклинических методов обследования, лечения, обоснования выставленных диагнозов.
11.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.
12. Копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, копии консультативных карт.
12.1. Выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли.
12.2. Если больной наблюдается у врача-психиатра — выписки из амбулаторной карты, стационара
13. При наличии инвалидности:
13.1. Ксерокопии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, вместе с «Обратным талоном» в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу» (Форма № 088/у-06) — при первичном и всех повторных освидетельствованиях;
13.2. Ксерокопии Справок МСЭ при наличии инвалидности.
14. В случае смерти пострадавшего, дополнительно к вышеуказанным документам (копии):
14.1. Личное заявление от родственников граждан, подвергшихся радиационному на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию;
14.2.Свидетельство о браке (для вдов/вдовцов);
14.3. Копия свидетельства о смерти, выданного загсом;
14.4. Копии полного протокола судебно-медицинского или патологоанатомического вскрытия с актами гистологического анализа тканей и химическим исследованием крови на содержание алкоголя;
14.5. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие.
15. В случае рассмотрения вопроса об установлении причинно-следственной связи заболевания детей, родившихся от граждан, подвергшихся радиационному воздействию, необходимы следующие документы:
15.1. Заявление родителей на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
15.2. Копия свидетельства о рождении ребенка.
15.3. Выписка (только в отпечатанном варианте) из медицинской документации ребенка, содержащая в полном объеме информацию:
15.3.1. О начале заболевания ребенка, частоте обострений с описанием жалоб, данных объективного статуса, локального статуса, данных параклинических методов обследования, лечения, обоснования выставленных диагнозов.
15.3.2. О динамике состояния здоровья ребенка по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и выставленных диагнозов.
15.3.3. Данные о проведении генетических исследований состояния здоровья ребенка (если таковые имеются).
15.4. Копии заключений межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию, о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.
15.5. Справка о сроках пребывания отца (матери) в зоне воздействия радиационных факторов.
15.6. Справка о дозе облучения отца (матери).
15.7. Копия удостоверения Российской Федерации установленного образца, подтверждающего факт пребывания отца (матери) в зоне радиоактивного воздействия.
15.8. Справка о состоянии здоровья отца (матери) при направлении в зону радиационного воздействия.
15.9. Выписка из акта освидетельствования в МСЭ отца (матери), подвергшегося радиационному воздействию.
15.10. Краткая выписка (только в отпечатанном варианте) из медицинской документации обоих родителей.
15.11. Выписка (только в отпечатанном варианте) из женской консультации о протекании беременности матери.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Принимаются только копии (ксерокопии) указанных документов заверенные нотариусом, отделом кадров, печатью поликлиники. Ксерокопии заверяются на каждой странице.
Решение Российского межведомственного совета высылаются почтой по указанному в паспорте месту прописки и в орган управления здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Адрес Российского межведомственного экспертного совета: 117837, г. Москва, ул. Профсоюзная, дом 86.
Председатель Российского межведомственного экспертного совета – академик РАМН, профессор – Харченко Владимир Петрович;
Руководитель Рабочей группы Совета – Зотов Виктор Котжеевич;
Секретарь Рабочей группы Совета – Соловьева Светлана Викторовна.
Контактный телефон/факс – 8-499-120-81-93
E-mail–[email protected]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа)
Направляет документы ________________________________________________________,
(категория гражданина (ки), подвергшегося радиационному воздействию)
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
Проживающего (проживавшего) _________________________________________________ _____________________________________________________________________________
(почтовый адрес)
Для установления причинной связи заболевания (инвалидности, смерти) с воздействием радиационных факторов вследствие ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать причину воздействия радиационных факторов)
Диагноз для представления в Экспертный совет:
Основной: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

— Вам необходимо письменно обратиться в Департамент по адресу: 220004, г. Минск, пр. Победителей, 23, корп.1. У нас есть перечень населенных пунктов и объектов, которые относились к 10-километровой зоне. Участие в работах на самой станции и в 10-километровой зоне дает право выхода на пенсию на 10 лет раньше.

  • София Денисенко, Мозырь: Я жила в Семипалатинске в 1974-77 гг., имею удостоверение, что работала там, имею ст.24. На какие льготы я имею право? Я получаю пенсию за умершего мужа, который непосредственно участвовал в испытаниях ядерного оружия в Семипалатинске. Тогда он, в силу советских законов, никакого статуса не получил, эти испытания были гостайной. Можно ли этот статус установить сегодня?

— Право на получение надбавки к пенсии вы имеете только в том случае, если принимали участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или на самой атомной станции. В этом случае надбавка к пенсии составляет 25% минимального размера пенсии по возрасту.

— По нашим сведениям, изменения в области пенсионного обеспечения конкретно этой категории граждан в настоящее время не планируются. Обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС граждан, ставших инвалидами и имеющих право на льготы по статье 18 Закона, на новые удостоверения осуществляется теми государственными органами (организациями) либо их правопреемниками, которые вносили в удостоверение участника ликвидации изменения, заверенные печатью, об изменении статьи Закона, предоставляющей право на льготы (статьи 19 и 20 заменялись статьей 18).

  • С.Н.Тарасевич, Берёза: Мой муж – участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (ст.20). Был командирован в 1988 г. своей организацией ПМК-56 (трест «Полесьеводстрой»). Обращался в райисполком по вопросу обмена удостоверения. Ему сказали, что надо обратиться в организацию, которая его командировала. В данное время ни ПМК-56, ни треста уже не существует. Куда ему обратиться? Какие надо представить документы?

Мария Сергеевна
Специализация: адвокат по семейным делам, адвокаты для представительства в суде, защита в суде, представительство в судах общей юрисдикции, представительство в суде, составление документов, составление жалоб, составление и проверка юридических документов, составление искового заявления, составление претензии, устная консультация, юристы для проведения независимых экспертиз, юристы и адвокаты по автомобильному праву, юристы по административному праву, юристы по жилищным вопросам, юристы по защите прав потребителей, юристы по семейному праву. Помогу Вам решить самые сложные и нестандартные проблемы.
Оцените автора
Простые ответы на юридические вопросы