⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Административный Порядок Разрешения Земельных Споров. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.
Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.
Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.
Статья 64
Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.
Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ
Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В рамках этой процедуры могут возникать земельные споры по поводу нарушения правил передачи территории. К примеру, предоставление надела для строительства объектов, затрагивающих интересы населения в экологической сфере, должно осуществляться в рамках референдума (публичных слушаний). Если решение было принято вопреки воле граждан, то они могут через своего представителя или непосредственно сами оспорить его. Зачастую конфликты возникают при неточном расчете пределов надела при его отведении. Вследствие этого гражданин, уже владеющий участком, лишается его части в пользу другого собственника. Бывают случаи, когда лицо самовольно передвигает забор, незаконно изымая часть надела, принадлежащего другому субъекту. В некоторых случаях существует территория общего пользования. Когда один из владельцев участка незаконно перекрывает проход, это также может стать поводом для подачи в суд заявления.
Земельные споры с соседями
В ходе заседания суд выясняет все обстоятельства спора. Стороны предоставляют доказательства, обоснования своей позиции. При необходимости суд назначает экспертизу. Стороны могут ходатайствовать о приглашении на рассмотрение дела третьих лиц. По результатам рассмотрения материалов суд выносит решение. Оно должно быть обосновано и правомерно. Решение формулируется письменно. Уполномоченное лицо обязано зачитать резолютивную его часть. Оформленное надлежащим образом решение выдается на руки либо отправляется по почте всем участникам процесса. В случае несогласия данный акт можно обжаловать в установленном в законе порядке. При разбирательстве споров, в том числе касающихся возмещения ущерба, используются нормы ГК, ЗК.
Реализация прав
- Незаконного отчуждения надела. К примеру, администрация поселения решает изъять участок вследствие нерационального использования. Арендатор в такой ситуации вправе доказывать, что данные действия неправомерны, так как ухудшения урожайности не произошло, а мероприятия, направленные на повышение плодородности, выполнялись правильно и своевременно.
- Незаконных/законных требований по досрочному прекращению договора аренды вследствие нарушения его условий. В суде в данном случае доказывается соответствие/несоответствие хозяйственной деятельности пунктам соглашения.
3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).
Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.
Разрешение земельных споров
К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.
Суд, оценив экспертные варианты раздела земельного участка, наиболее приемлемым и удобным для раздела участка признал третий вариант, позволяющий выделить сторонам участки земли по размеру, соответствующие долям сторон в праве собственности на землю. Первый вариант не соответствовал этому подходу, по нему истцу выделялся земельный участок на 55 кв. м меньше по площади, чем приходится на его долю. Кроме того, стороны не настаивали на раздёле участка по этому варианту. Второй вариант незначительно отличался от третьего, но граница участка, выделяемого истцу слева по фасаду располагается на удалении всего одного метра от дома, что затрудняет обслуживание и ремонт дома.
Стороны стали собственниками дома в порядке наследования в 1994 г. Они произвели раздел дома в судебном порядке. Из объяснений сторон в судебном заседании выяснено, что внутренний забор, разделяющий участки, был установлен летом 1996 г. Истец с его установкой не согласен.
Органы, уполномоченные разрешать земельные споры и их компетенция
Исходя из смысла земельной реформы и ее правовых основ, надо считать, что требования названных нами граждан о наделении их земельными долями бесплатно за счет земель сельскохозяйственного назначения подлежат удовлетворению. При невозможности обеспечить это (в случаях отсутствия соответствующих земель в хозяйствах, ликвидации, реорганизации этих хозяйств) земельные участки следует предоставлять за счет районного фонда перераспределения земель, переданных в ведение сельской, по- администрации.